ТОО открылось в 2016 году, за весь период существования ТОО не было ни одной налоговой проверки. Как не попасть в список налоговых проверок?

ТОО открылось в 2016 году, за весь период существования ТОО не было ни одной налоговой проверки. Как не попасть в список налоговых проверок?

14.10.2019 11:30
637

Вопрос:

ТОО открылось в 2016 году, за весь период существования ТОО не было ни одной налоговой проверки. Как не попасть в список налоговых проверок?

Ответ:

Камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса и (или) уплаты налогов и платежей в бюджет.

Порядок и сроки проведения камерального контроля

Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в налоговых органах:

1) налоговой отчетности;

2) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;

3) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика;

4) иной отчетности, установленной Налоговым кодексом.

Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного Налоговым кодексом.

Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений, установленных статьей 48 Налогового кодекса.

Общий срок исковой давности по налоговому обязательству составляет 5 лет.Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 6 и 10 статьи 48 НК РК. Однако, срок исковой давности продлевается:

1) на один календарный год - в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 2 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет;

2) на три календарных года - в случае представления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 2 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет;

3) до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (заявления), в следующих случаях:

  • обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уведомления о результатах проверки, а также действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов - в обжалуемой части;
  • рассмотрения налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;
  • обжалования нерезидентом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения налогового заявления на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;
  • обжалования нерезидентом решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы нерезидента на указанное в абзаце четвертом настоящего подпункта решение налогового органа;

4) до исполнения решения уполномоченного органа и (или) компетентного органа иностранного государства, принятого по итогам процедуры взаимного согласования, - в случае проведения уполномоченным органом процедуры взаимного согласования в соответствии со статьей 221 настоящего Кодекса;

5) до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности;

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля (п. 3 ст. 96 Налогового кодекса):

1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:

  • на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
  • по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;

3) при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:

  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

При подаче жалобы на уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд, течение срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливается:

1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом - до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству - до вступления в законную силу судебного акта.

При этом в случаях подачи жалобы в суд на действия (бездействие) должностных лиц налогоплательщик вправе доказать фактическое получение товаров, работ, услуг от юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, регистрация (перерегистрация) которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

Срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности (действие пп. 5 п. 7 статьи 48 Налогового кодекса до 1 января 2020 года согласно ст. 7 Закона РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Налогового кодекса с 1 января 2018 г.»).

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового кодекса.

Невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц влечет административную ответственность, согласно статье 288 Кодекса РК «Об административных нарушениях».

В настоящее время создана и действует СУР – система управления рисками, которая при отклонениях  в предоставляемой информации, искажениях, не предоставлении, несвоевременном предоставлении автоматически определяет степень риска, которая имеется в отношении отдельного предприятия. Камеральный контроль в данном случае помогает выявлять такие нарушения. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: