В госзакупе, по открытому конкурсу было требование необходимых материальных ресурсов. Поставщиком была подана заявка на конкурс с заключенным соглашением о намерениях с субподрядчиком, который сам арендует данное оборудование. Могут ли отклонить такую заявку?
Вопрос:
В госзакупе, по открытому конкурсу было требование необходимых материальных ресурсов. Поставщиком была подана заявка на конкурс с заключенным соглашением о намерениях с субподрядчиком, который сам арендует данное оборудование. Могут ли отклонить такую заявку?
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2020 г.) предусмотрены случаи, когда поставщик не допускается к участию в конкурсе закупок.
Эти конкретные случаи четко прописаны в статьях данного Закона, и если ваша ситуация не подпадает под ограничения установленные Законом для участия в открытом конкурсе, тогда
заказчик не имеет право ограничить Поставщика в допуске по основаниям, не предусмотренным требованиями законодательства о государственных закупках.
Так, ст. 6 Закона говорит об ограничениях, связанные с участием в государственных закупках.
1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
1) близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники первых руководителей данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
2) потенциальный поставщик и (или) его работник, и (или) его аффилированное лицо оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;
3) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
4) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включенным в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
5) потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
6) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
7) на имущество потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
8) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников.
Данное требование не распространяется на потенциальных поставщиков и поставщиков, определенных в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 27) и 36) пункта 3 статьи 39 настоящего Закона;
9) деятельность потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо законодательством государства потенциального поставщика-нерезидента Республики Казахстан;
10) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), и (или) их руководитель, учредители (акционеры) включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) потенциальный поставщик является юридическим лицом, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, перечень государств с льготным налогообложением (офшорных зон).
1-1. Ограничения, предусмотренные подпунктами 3), 4), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, также распространяются на потенциальных поставщиков, находящихся в реестре недобросовестных участников закупок, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, и (или) перечне ненадежных потенциальных поставщиков (поставщиков) Фонда национального благосостояния и юридических лиц, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно владеет Фонд национального благосостояния.
2. Потенциальный поставщик и аффилиированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном лоте конкурса (аукциона).
3. Заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не имеет права участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика.
4. Нарушения требований настоящей статьи могут быть установлены заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок.
5. Уполномоченный орган либо орган государственного аудита и финансового контроля не позднее пяти рабочих дней со дня установления факта нарушения требований настоящей статьи письменно уведомляет об этом:
1) заказчика, если такой факт установлен после заключения договора о государственных закупках;
2) организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, если такой факт установлен до заключения договора о государственных закупках.
При этом к уведомлению должны быть приложены копии документов, подтверждающие данный факт.
Далее, в соответствии с положениями ст. 9 Закона (Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику), к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
2) являться финансово устойчивым и не иметь налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Финансовая устойчивость потенциальных поставщиков определяется путем их категорирования в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок;
3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;
4) обладать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
5) наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).
Квалификационные требования, предусмотренные подпунктами 2), 4) и 5) части первой настоящего пункта, устанавливаются в порядке, определяемом правилами осуществления государственных закупок.
2. Не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, которые:
1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках;
2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг.
3. Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок.
5. Правоспособность потенциального поставщика, осуществляющего виды деятельности, на занятие которыми необходимо получение разрешения, направление уведомления, подтверждается посредством информационных систем государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
В случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направленного) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Квалификационные требования, установленные подпунктами 1), 2) в части налоговой задолженности и 3) части первой пункта 1 настоящей статьи, распространяются также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным подпунктами 1), 2) в части налоговой задолженности и 3) части первой пункта 1 настоящей статьи.
В случае привлечения субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения отдельных видов работ либо услуг документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям, установленным подпунктами 1), 2) в части налоговой задолженности и 3) части первой пункта 1 настоящей статьи, представляются на выполняемые ими виды работ, услуг.
Т.е., если компания Поставщика полностью соответствует предъявленным настоящим требованиям и имеет соответствующие подтверждающие документы, которые предусмотрены Правилами осуществления государственных закупок, тогда заказчик не имеет права не допускать Вас к конкурсу по иным основаниям, не указанным в Законе или Правилах осуществления закупок.
Также, ст.10 Закона говорит следующее, потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:
1) непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;
2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, предоставленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия, а также несоответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;
3) установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.
2. Не допускается признание потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг не соответствующим квалификационным требованиям по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Данная статья Закона также говорит о том, что заказчик не может предъявлять к поставщику требования еще и другие, чем те которые оговаривает Закон или Правила государственных закупок.
По данному вопросу Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2020 г.), говорят следующее.
Пункт 150 Правил оговаривает, что потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса), если:
1) он и (или) его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям по следующим основаниям:
- отсутствие разрешений (уведомлений), полученных (направленных) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, сведения о которых подтверждаются в информационных системах государственных органов. В случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направленного) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;
- непредставление электронных копий либо в виде электронного документа патентов, свидетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщика на производство, переработку, поставку и реализацию закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- несоответствие потенциального поставщика квалификационному требованию в части его финансовой устойчивости, определяемое веб-порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов;
- наличие налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в размере, превышающем шестикратный месячный расчетный показатель, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, определяемые веб-порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов;
- непредставление, а равно представление неполных сведений о квалификации согласно приложениям 5, 5-1, 6 и 7 к конкурсной документации;
- несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, наличие которых установлено в конкурсной документации;
- несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору, указанным в конкурсной документации;
- установлен факт представления недостоверной информации по квалификационным требованиям;
- подлежит процедуре банкротства либо ликвидации;
2) если его заявка на участие в конкурсе определена не соответствующей требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:
- непредставление технической спецификации, за исключением случая, когда конкурсная документация вместо технической спецификации содержит проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- представление потенциальным поставщиком технической спецификации, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а равно непредставление документов, требуемых технической спецификацией;
- непредставление сведений о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг), являющихся предметом закупок на конкурсе, а также виды работ и услуг, передаваемым потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям), согласно приложению 10 к конкурсной документации (в случае привлечения потенциальным поставщиком субподрядчиков (соисполнителей);
- передача потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) на субподряд (соисполнение) в совокупности более одной второй объема работ (стоимости строительства), услуг в случае представления сведений о субподрядчиках;
- непредставление обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации и настоящих Правил;
- установлен факт представления недостоверных сведений по документам, представленным в конкурсной заявке;
3) имеет ограничения, связанные с участием в государственных закупках, предусмотренные в статье 6 Закона. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 6) и 8) пункта 1 статьи 6 Закона, заявка на участие в конкурсе потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 7), 9), 10) и 11) пункта 1 статьи 6 Закона, конкурсная комиссия рассматривает информацию на интернет-ресурсах соответствующих уполномоченных органов.
Таким образом, в законодательных актах указан четкий перечень ограничений к допуску в участии в тендерах по государственным закупкам.
И если данный случай не относиться к этим ограничениям, заказчик не имеет право не допускать поставщика к участию в конкурсе или отклонить заявку.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Конкурсная документация
Ответ:
Требования к документации для заявки на участие в тендере указываются в конкурсной документации. Согласно Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, конкурсная документация предназначена для информирования потенциальных поставщиков о требованиях и условиях приобретения ТРУ.
-
Ответ:
Действительно сейчас есть частные торговые площадки, помимо «Госзакуп.КЗ». Но правила проведения закупок на этих площадках также регулируются действующим законодательством.
Кроме случаев, оговоренных Законом РК «О государственных закупках».
-
Ответ:
Согласно положениям п.1 ст. 38 Закона РК «О государственных закупках», организатор государственных закупок не позднее пяти рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений обязан разместить на веб-портале государственных закупок на казахском и русском языках следующую информацию:
-
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2020 г.) предусмотрены случаи, когда поставщик не допускается к участию в конкурсе закупок.
Эти конкретные случаи четко прописаны в статьях данного Закона, и если ваша ситуация не подпадает под ограничения установленные Законом для участия в открытом конкурсе, тогда
-
Ответ:
Для перехода с OHSAS 18001 на ISO 45001 установлен трехгодичный срок. Организации должны осуществить переход на ISO 45001-2019 до 01.01.2021 г.
-
Раздел: Конкурсная документация
Ответ:
Пунктом 56 указанных Правил предусмотрено, что организатор закупок не позднее пяти рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений, размещает на веб-портале на казахском и русском языках следующие сведения о проводимых закупках способом запроса ценовых предложений:
-
Раздел: Конкурсная документация
Ответ:
Если Вы участвуете не в электронных закупках либо в электронных закупках, электронная торговая площадка которых не производит автоматическую проверку на наличие поставщика в реестрах банкротов либо лиц, подлежащих ликвидации, то в составе заявки можно подать письмо, составленное в свободной форме, с приложением сведений из соответствующих баз данных уполномоченных органов.
-
Раздел: Конкурсная документация
Ответ:
Законодатель не определил в Правилах какие документы могут служить подтверждением наличия материальных ресурсов у потенциального поставщика, оставив это на усмотрение лиц, утверждающих конкурсную документацию, конкурсных комиссий и уполномоченных органов.
-
Ответ:
При способе закупки «из одного источника путем прямого заключения договора» отсутствуют запреты на указание на конкретный товар.
Также, законодательство не содержит запретов на указание в технической спецификации габаритов и цвета оборудования если только они в контексте данной конкретной закупки не считаются характеристиками, определяющими принадлежность приобретаемого товара отдельному потенциальному поставщику.
-
Ответ:
Часть 6 статьи 17 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон)указывает, что исчерпывающие перечни разрешений и уведомлений предусматриваются в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону.