акую ответственность несет работодатель если вмешивается в дела профсоюза на предприятии?

Какую ответственность несет работодатель, если вмешивается в дела профсоюза на предприятии?

07.11.2018 06:26
2587

Вопрос:

Какую ответственность несет работодатель если вмешивается в дела профсоюза на предприятии?

Ответ:

Деятельность профсоюзной организации регламентирует Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211-V «О профессиональных союзах».

В соответствии с п.3 ст.4 Закона РК О профессиональных союзах воспрепятствование созданию профсоюза, противодействие его деятельности, а равно незаконное вмешательство в его дела не допускаются.

В соответствии с п.3 ст.5  Закона РК О профессиональных союзах профсоюзы независимы в своей деятельности от государственных органов всех уровней, политических партий, работодателей и их объединений, не подконтрольны и не подотчетны им.

Административным Кодексом РК ст.77 предусмотрена следующая ответственность за воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, благотворительных организаций:

Воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, а также благотворительных организаций должностным лицом с использованием служебного положения, а равно вмешательство в законную деятельность этих объединений, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, повлекшее нарушение их прав и законных интересов, -

влекут штраф в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

В соответствии с п.1 ст.191 Трудового Кодекса РК государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда.

Статья 193 Трудового Кодекса РК определяет права государственных инспекторов труда:

При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать организации и предприятия в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан;
  • исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI 
  • запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;
  • выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;
  • давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
  • приостанавливать (запрещать) деятельность организаций, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов о безопасности и охране труда на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд;
  • запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;
  • исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI 
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;
  • выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания на отстранение от работы работников, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, а также на привлечение виновных лиц к ответственности;
  • направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;
  • участвовать в проверке знаний по безопасности и охране труда;
  • проводить проверку на предмет соблюдения работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных законодательством Республики Казахстан о занятости населения и законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;
  • исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI 
  • взаимодействовать с гражданами и представителями работников при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 194 Трудового Кодекса РК регулирует обязанности государственных инспекторов труда:

Государственные инспекторы труда обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
  • своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства Республики Казахстан;
  • информировать работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства Республики Казахстан в целях принятия мер по их устранению;
  • своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;
  • выявлять причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства Республики Казахстан, давать рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;
  • принимать участие в расследованиях несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
  • осуществлять сбор, анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, участвовать в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства Республики Казахстан;
  • не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;
  • проводить разъяснительную работу по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан.

В случае обращения с жалобой на действия работодателя в государственную инспекцию по труду в соответствии со ст.195 Трудового Кодекса РК:

1. В зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:

1) предписание:

  • об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан;
  • о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;
  • о запрещении (приостановлении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования и деятельности организации в целом.
  • При этом акт о запрещении (приостановлении) деятельности организации действует до вынесения судебного решения;
  • 2) протокол об административном правонарушении;

3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

4) постановление по делу об административном правонарушении;

5) заключение государственного инспектора труда.

2. Акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается работодателю.

3. Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.

4. Форма актов государственного инспектора труда утверждается уполномоченным государственным органом по труду.

П.3 Статьей 462 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена следующая ответственность в случае неисполнения актов государственного инспектора по труду в т.ч.:

3. Невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 162 и 227 настоящего Кодекса, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц - в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства -в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия разрешения или без такового либо с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности или без такового.

4. Непредоставление либо несвоевременное предоставление проверяемыми субъектами информации о мерах, которые будут приняты по устранению нарушений, выявленных органами контроля и надзора, -

влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

5. Срыв печати (пломбы), наложенной должностным лицом уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 625, частью первой статьи 626настоящего Кодекса, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона РК О профессиональных союзах:

1. Профсоюзы имеют право:

  • представлять и защищать права и интересы своих членов, а также быть представителями работников во взаимоотношениях с государственными органами в пределах своих полномочий, работодателями, объединениями субъектов частного предпринимательства (ассоциациями, союзами), иными общественными организациями;
  • предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах при проведении медиации, в суде, трудовом арбитраже или арбитраже, в государственных органах, оказывать им иную правовую помощь;
  • обращаться в государственные органы об отмене полностью или частично либо изменении принятых ими нормативных правовых актов, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза;
  • обжаловать в суд акты государственных органов, ущемляющие права и законные интересы членов профсоюза;
  • участвовать в досудебном разрешении трудовых споров;
  • участвовать в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о медиации;
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов своих членов в соответствии с настоящим Законом;
  • вести переговоры, заключать соглашения и коллективные договоры;

На основании вышеизложенного, члены профсоюза вправе обратиться в государственную инспекцию по труда с жалобой на действия работодателя, в суд, вправе прибегнуть к услугам медиатора и разрешить спор мирным путем, а также в прокуратуру – надзорный орган. Все зависит от сути спора.

В любом случае, хотелось бы рекомендовать избегать крайних мер и конфликтных ситуаций и попытаться разрешить спор мирным путем: путем переговоров или медиации.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: