Что такое монополия рынка? Какие ограничения и запреты существуют для компании при монополии рынка? Как защитить компанию от монополии? Есть ли приоритеты и поддержка на уровне государства у товаров казахстанского содержания? Какие есть привилегии?

Что такое монополия рынка? Какие ограничения и запреты существуют для компании при монополии рынка? Как защитить компанию от монополии? Есть ли приоритеты и поддержка на уровне государства у товаров казахстанского содержания? Какие есть привилегии?

06.09.2022 09:43
1199
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Что такое монополия рынка? Какие ограничения и запреты существуют для компании при монополии рынка? Как защитить компанию от монополии? Есть ли приоритеты и поддержка на уровне государства у товаров казахстанского содержания? Какие есть привилегии?

Ответ:

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. 

Монополия — организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль,

выбирая объём и цену предложения либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием https://ru.wikipedia.org/wiki/Государство искусственной монополии. 

Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется: 

1. как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»); 

2. как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); 

3. как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности  

Монополии-это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей. 

Виды монополий 

Естественная монополия — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.  

Пунктом 18 статьи 4 Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204-VІ ЗРК. Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» (далее - «Закон»), согласно которой: «естественная монополия означает состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ)». 

При этом может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией). 

Значение естественных монополий в Казахстане подтверждается тем, что такие крупные казахстанские корпоративные империи как Казахстанская компания по управлению электрическими сетями (KEGOC) (национальный оператор электросети), КазТрансОйл (национальный транспортер нефти в Казахстане, на который приходится 80% всей транспортируемой в стране нефти) и Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» (национальная железнодорожная компания Казахстана), официально подлежат регулированию в сфере естественных монополий. 

Статья 5 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» регулирует сферы естественных монополий, и к сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся регулируемые услуги: 

1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан; 

2) по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением хранения, транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан; 

3) по передаче электрической энергии; 

4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений; 

5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потреблению электрической энергии; 

 6) по организации балансирования производства-потребления электрической энергии; 

7) магистральных железнодорожных сетей, за исключением регулируемых услуг магистральных железнодорожных сетей при перевозке грузов в контейнерах, перевозке порожних контейнеров и транзитных перевозках грузов через территорию Республики Казахстан; 

8) железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам государственно-частного партнерства, в том числе договорам концессии, при отсутствии конкурентного железнодорожного пути; 

9) подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути; 

10) аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов; 

11) портов при отсутствии конкуренции на рынке портовых услуг; 

12) аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям; 

13) по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации, за исключением деятельности субъектов малого предпринимательства; 

14) водоснабжения и (или) водоотведения. 

Деятельность естественных монополий в Казахстане регулируется жесткими правилами: Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2019 года № 19242 «Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий». 

 Так согласно  Правил субъекты естественных монополий должны получить согласие регулирующих органов на совершение определенных типов сделок, в частности, реализация, сдача в наем или иное отчуждение имущества субъекта естественной монополии, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), если балансовая стоимость такого отчуждаемого имущества превышает 0,05 процента от балансовой стоимости всех активов субъекта естественной монополии на начало текущего года. Для согласования таких сделок, субъект естественной монополии должен представить ходатайство в АРЕМ и предоставить последнему необходимую информацию (перечень которой определяется АРЕМ) о предполагаемой сделке. Регулирующий орган может отклонить ходатайство, если решит, что сделка отрицательно скажется на интересах потребителей или конкурентном развитии рынка, в этом случае заявитель может обратиться в суд. Аналогично, уведомление АРЕМ необходимо, например, в случае любого приобретения третьими лицами акций субъекта естественной монополии, наделяющих их более чем десятью процентами голосов в уставном капитале такого субъекта. 

Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. 

Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения. 

В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государство как монопольного потребителя (монополиста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в определении объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от Поворотов военно-политической стратегии и прочих непредсказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка. 

Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта. 

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: 

Патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей; 

Авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода; 

Торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). 

Отвечая на ваш вопрос: 2. Есть ли приоритеты и поддержка на уровне государства у товаров казахстанского содержания? Какие есть привилегии? Можно отметить следующее: Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. 

Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены объективными причинами, иногда их создают искусственно.  

Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней. 

Расчеты по отраслям — автомобильной, черной и Цветной металлургии, производству алюминия и другим — показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий. 

Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические монополии. 

Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий (разрешений) ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок 

В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги. 

Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора. 

Недавно правительство Казахстана объявило о своем намерении внедрить конкуренцию в потенциально конкурентные секторы сферы естественных монополий, а также о своей готовности улучшить инвестиционный климат и привлечь частные инвестиции (в том числе посредством ГЧП) в сферу жилищно-коммунального хозяйства, а также в другие отрасли, являющихся предметом регулирования естественных монополий. 

Вводится ряд мер и инициатив по развитию местного содержания. Одной из основных мер поддержки местного содержания является заключения соглашений о стимулировании предпринимательства в РК 

Следует отметить, что АО «Фонд развития промышленности» в период пандемии внедрил следующие меры поддержки казахстанского бизнеса, которые действуют до настоящего времени: 

• товаропроизводители освобождены от внесения обеспечений тендерной заявки и исполнения договора; 

• при проектировании проектной документации установлено требование по обязательному применению казахстанской продукции; 

• обязательный аванс не менее 30%, срок его выплаты сокращен с 30 до 10 дней; 

• оплата за поставленные товары для ОТП не позднее 5 рабочих дней; 

• срок поставки для ОТП составляет не менее 60 календарных дней; 

• отказ от штрафных санкций за неисполнение условий договора в период ЧС. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: