Для Компании подрядные организации оказывают услуги по переработке отходов во вторичное сырье - компоненты конечной продукции или в готовую продукцию по тех. заданиям. Может ли компания считаться производителем продукции (использовать соответствующий ОКЭД производителя)? Можно ли разработать технические условия на продукцию, которую изготовили для них?

Для Компании подрядные организации оказывают услуги по переработке отходов во вторичное сырье - компоненты конечной продукции или в готовую продукцию по тех. заданиям. Может ли компания считаться производителем продукции (использовать соответствующий ОКЭД производителя)? Можно ли разработать технические условия на продукцию, которую изготовили для них?

18.07.2023 10:43
121

Вопрос:

Для Компании подрядные организации оказывают услуги по переработке отходов во вторичное сырье - компоненты конечной продукции или в готовую продукцию по тех. заданиям. Может ли компания считаться производителем продукции (использовать соответствующий ОКЭД производителя)? Можно ли разработать технические условия на продукцию, которую изготовили для них?

Ответ:

Правоотношения по вопросу регулируются Кодексом Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI «Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее – Экологический кодекс), Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 396-VI «О техническом регулировании» (далее – Закон от техническом регулировании), Законом Республики Казахстан от 5 октября 2018 года № 183-VI «О стандартизации» (далее – Закон о стандартизации), НК РК 03-2019 «Общий классификатор видов экономической деятельности» (далее - Классификатор).

В соответствии с пунктом 1) статьи 1 Закона о техническом регулировании изготовитель - зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан или государства - члена Евразийского экономического союза юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее от своего имени производство или производство и реализацию продукции.

Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (пункт 15) статьи 1 Закона о техническом регулировании).

Жизненный цикл продукции - процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции (пункт 18) статьи 1 Закона о техническом регулировании).

Процесс - совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (работ) в целях достижения какого-либо заданного результата, включая процессы жизненного цикла продукции (пункт 20) статьи 1 Закона о техническом регулировании).

Таким образом, изготовителем является лицо, осуществляющее от своего имени производство или производство и реализацию продукции. Понятие «производство» законодательно не регламентировано, оно является составной частью жизненного цикла продукции. Понятие «процесс» включает в себя производство. Если производство продукции осуществляется лицом от своего имени, то такое лицо будет считаться изготовителем.

Исходя из предоставленной Вами информации, Компания получает готовую продукцию или компоненты продукции от переработчика отходов, то есть Компания не участвует в процессе производства продукции. Из жизненного цикла продукции Компания предположительно участвует в процессе эксплуатации/хранения/реализации продукции, следовательно, если Компания не производит ничего из предоставленной ей переработчиком продукции, она не подпадает под признаки изготовителя продукции.

Согласно разделу 1 Классификатора ОКЭД на национальном уровне Классификатор ОКЭД используется при решении следующих основных задач (в числе прочих, указанных в разделе):

- классификация и кодирование видов экономической деятельности, заявленных юридическими лицами, филиалами и представительствами (хозяйствующими субъектами) при регистрации;

- определение основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

То есть Классификатор ОКЭД определяет коды основного и других фактически осуществляемых видов деятельности.

В случае если Компания фактически не осуществляет производство из предоставленного ей результата переработки отходов, то получение ОКЭД на производство будет не соответствовать действительной ситуации.

Кроме того, обращаем внимание на то, что абзацами шестым и седьмым секции С «Обрабатывающая промышленность» Классификатора ОКЭД предусмотрено, что восстановление отходов, то есть переработка отходов для производства вторичного сырья, классифицируется в группе 38.3 «Утилизация (восстановление) материалов». Несмотря на то, что с отходами могут производиться физические и химические преобразования, это не считается частью обрабатывающей промышленности. Первоначальной целью данных видов деятельности является обработка или удаление отходов, которая классифицирована в секции E «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Однако, производство новых готовых изделий (в отличие от получения вторичного сырья) относится к обрабатывающей промышленности, даже если в данных процессах использованы отходы в качестве сырья. Например, производство серебра из отходов фотопленки считается процессом обрабатывающей промышленности.

Пунктом 30) статьи 1 Закона о стандартизации предусмотрено определение понятия «стандарт организации» - это документ по стандартизации, принятый организацией самостоятельно для реализации ее целей.

Документ по стандартизации - документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности в сфере стандартизации или ее результатов (пункт 15) статьи 1 Закона о стандартизации).

Стандарты организации согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 16 Закона о стандартизации относятся к документам по стандартизации.

Статья 19 Закона о стандартизации регламентирует вопросы о стандартах организаций и предусматривает следующее.

1. Стандарты организаций разрабатываются на продукцию, процессы или услуги и не подлежат учету и регистрации в реестре национальной системы стандартизации.

2. Стандарты организаций могут быть приняты в виде технических условий, в том числе содержащих технические требования к продукции.

Стандарты организаций принимаются:

1) одной организацией;

2) отраслевой ассоциацией (неправительственный);

3) консорциумом;

4) саморегулируемой организацией.

3. Стандарты организаций передаются в пользование только с разрешения организации - держателя подлинника соответствующего стандарта.

4. Порядок разработки, принятия, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены, издания, распространения, применения стандартов организаций определяется организацией.

5. Не допускается финансирование разработки стандартов организаций за счет средств республиканского или местных бюджетов.

Таким образом, Закон о стандартизации предусматривает право организации на разработку своих стандартов в виде технических условий на продукцию, процессы и услуги и в этой части для Компании ограничений не предусмотрено, следовательно, Компания может разработать технические условия на продукцию, изготовленную для Компании третьими лицами, если иное не предусмотрено Законом.   

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: