Имеет ли собственник земельного участка права на вырубку деревьев, если они находятся на его частной территории? Земельный участок расположен на населенном пункте, целевое назначение: нежилая, коммерческая. На вырубку идут около 170 деревьев. Деревья не относятся к редким или охраняемым видам, но также среди них могут быть аварийные. Нужно ли получать порубочный билет в этом случае? Если да, где и как?
Вопрос:
Имеет ли собственник земельного участка права на вырубку деревьев, если они находятся на его частной территории? Земельный участок расположен на населенном пункте, целевое назначение: нежилая, коммерческая. На вырубку идут около 170 деревьев. Деревья не относятся к редким или охраняемым видам, но также среди них могут быть аварийные. Нужно ли получать порубочный билет в этом случае? Если да, где и как?
Ответ:
Пункт 3 статьи 6 Конституции РК гласит, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
В пункте 2 статьи 23 Земельного кодекса РК (далее – ЗК РК) предусмотрено, что в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
В пункте 3 статьи 23 ЗК РК указано, что в частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РК собственник земельного участка осуществляет права владения, пользования и распоряжения земельным участком по своему усмотрению без получения каких-либо разрешений государственных органов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
В пункте 4 главы 2 Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 23 февраля 2023 года № 62 «Об утверждении Типовых правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений населенных пунктов» (далее – Типовые правила) предусмотрено, что зеленные насаждения образуют систему озеленения в границах населенного пункта, входят в зеленый фонд населенного пункта и выполняют рекреационные, средообразующие и санитарно-защитные функции, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.
В пункте 8 Типовых правил установлено, что меры по защите зеленых насаждений осуществляются физическими и юридическими лицами, согласно требованиям настоящих Типовых правил.
Порядок вырубки деревьев предусмотрен в главе 6 Типовых правил:
37. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, если существующие зеленые насаждения составляют угрозу для других сооружений, включая здания жилой застройки, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.
38. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:
1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства и инженерных сетей;
4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;
5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;
6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.
39. Вырубка деревьев производится по разрешению уполномоченного органа в соответствии с разрешительными процедурами.
Уполномоченный орган не выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений, занесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2006 года № 1034 (далее - Перечень).
40. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях, прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по озеленению обслуживающие данный участок.
41. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах благоустройства с инженерной инфраструктурой производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом, в следующих случаях:
падение деревьев, а также их ветвей представляет угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, инженерным коммуникациям и сетям;
препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков, в случае, когда дорожный знак невозможно перенести.
42. Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования аварийно-спасательных служб, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.
43. Санитарная обрезка деревьев на землях общего пользования производится организациями по озеленению, обслуживающими данный земельный участок по письменному согласованию с уполномоченным органом.
44. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, с предварительным выездом специалиста уполномоченного органа на место вырубки для точного определения количественного, породного состава, состояния и месторасположения деревьев в соответствии с реестром зеленых насаждений и заполнением им акта обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 2.
45. При получении разрешения на вырубку деревьев, физическими и юридическими лицами предоставляется гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев, по форме согласно приложению 3 к настоящим Типовым правилам.
46. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки (опилки, ветки, листья, кора) складировать и хранить на месте производства работ не допускается.
Таким образом, для вырубки деревьев необходимо получить разрешение с уполномоченного органа (акимата населенного пункта) в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Для получения разрешения на вырубку деревьев, необходимо подать заявление через портал электронного правительства www.egov.kz, www.elicense.kz. Необходимо приложить следующие документы:
Для юридических лиц
- Электронная форма заявления (обязательно) (Информационная форма)
- Инвентаризация зеленых насаждений, произрастающих на территории объекта, с указанием семенного и количественного состава растущих деревьев, их состояния и материалов лесопатологических исследований (обязательно, необходима квалификация)
- План посадки компенсационных деревьев (обязательно, при условии квалификации)
- Гарантийное письмо на посадку компенсационных деревьев с указанием момента завершения посадки саженцев (обязательно при условии квалификации)
- Договор, заключаемый с организацией (специализированной) на компенсационное озеленение (обязательно, необходима квалификация)
- Заключение комплексной вневедомственной экспертизы (заключение государственной экологической экспертизы) (обязательно, необходима квалификация) (Информационная форма)
- Документы, подтверждающие право на земельный участок (обязательно, требуется квалификация) (Информационная форма)
Для частных лиц
- Электронная форма заявления (обязательно) (Информационная форма)
- Инвентаризация зеленых насаждений, произрастающих на территории объекта, с указанием семенного и количественного состава растущих деревьев, их состояния и материалов лесопатологических исследований (обязательно, необходима квалификация)
- План посадки компенсационных деревьев (обязательно, при условии квалификации)
- Гарантийное письмо на посадку компенсационных деревьев с указанием момента завершения посадки саженцев (обязательно при условии квалификации)
- Договор, заключаемый с организацией (специализированной) на компенсационное озеленение (обязательно, необходима квалификация)
- Заключение комплексной вневедомственной экспертизы (заключение государственной экологической экспертизы) (обязательно, необходима квалификация) (Информационная форма)
- Документы, подтверждающие право на земельный участок (обязательно, требуется квалификация) (Информационная форма)
Для частных предпринимателей
- Электронная форма заявления (обязательно) (Информационная форма)
- Инвентаризация зеленых насаждений, произрастающих на территории объекта, с указанием семенного и количественного состава растущих деревьев, их состояния и материалов лесопатологических исследований (обязательно, необходима квалификация)
- План посадки компенсационных деревьев (обязательно, при условии квалификации)
- Гарантийное письмо на посадку компенсационных деревьев с указанием момента завершения посадки саженцев (обязательно при условии квалификации)
- Договор, заключаемый с организацией (специализированной) на компенсационное озеленение (обязательно, необходима квалификация)
- Заключение комплексной вневедомственной экспертизы (заключение государственной экологической экспертизы) (обязательно, необходима квалификация) (Информационная форма)
- Документы, подтверждающие право на земельный участок (обязательно, требуется квалификация) (Информационная форма)
Риски, если без разрешения просто срубить деревья. За данные незаконные действия законодательством Республики Казахстан предусмотрена ответственность:
- В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 05.07.2014 года №235-V предусмотрена следующая ответственность:
Статья 381-1. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников
1. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещенных к порубке, кроме деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках, а равно уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста либо самосева на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения, с причинением ущерба до пятидесяти месячных расчетных показателей -
влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей, с конфискацией незаконно срубленных деревьев и кустарников, транспортных средств и иных предметов нарушителя, явившихся орудием совершения указанных нарушений.
2. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с причинением ущерба до пятидесяти месячных расчетных показателей -
влекут штраф на физических лиц в размере ста, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с конфискацией незаконно срубленных деревьев и кустарников, транспортных средств и иных предметов нарушителя, явившихся орудием совершения указанных нарушений.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные на особо охраняемых природных территориях или повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф на физических лиц в размере ста пятидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере четырехсот пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи пятисот месячных расчетных показателей, с конфискацией незаконно срубленных деревьев и кустарников, транспортных средств и иных предметов нарушителя, явившихся орудием совершения указанных нарушений.
Статья 386. Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений
Нарушение устанавливаемых местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 381-1 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан от 03.07.2014 г. №226-Vпредусмотрена следующая ответственность:
Статья 340. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников
1. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещенных к порубке, кроме деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках, а равно уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста, либо самосев на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения, с причинением значительного ущерба -
наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток, с конфискацией имущества.
2. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с причинением значительного ущерба -
наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
2) неоднократно;
3) лицом с использованием своего служебного положения;
4) с причинением крупного ущерба;
5) на особо охраняемых природных территориях, -
наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные преступной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Каких-либо требований при смене логотипа законодательством не установлено. По общему порядку, при смене логотипа вашего ТОО следует обновить все информационные материалы (визитки, брошюры, веб-сайт, социальные сети, упаковка продукции) и внутренние документы (договоры, счета и т.д.).
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пункта 5) статьи 63 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» (далее - Закон) банкрот - должник, несостоятельность которого установлена вступившим в законную силу решением суда;
процедура банкротства - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2014 года № 356 «Об установлении пределов пограничной полосы, карантинной полосы и пограничной зоны и утверждении перечня приграничных территорий,
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Пункт 3 статьи 6 Конституции РК гласит, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
На основании Приложения 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» предусмотрена доплата за работу с библиотечным фондом учебников в размере 30% от БДО.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с законодательством Республики Казахстан, требований об обязательном предоставлении Сертификата СТ-KZ нет. Такое требование вытекает исключительно из положений конкурсной документации и условий договора, при осуществления государственных закупок, в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок (см. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648).
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии со ст. 277 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее по тексту — Кодекс), Уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с третьими лицами при наличии задолженности в период действия распоряжения органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе,
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Бухгалтерский баланс – это форма бухгалтерской отчетности №1 согласно Закону Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», представляющая собой свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пп.2-1), 2-2) и пп.8), 9), 10) пункта 1 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года №94-V «О персональных данных и их защите» (далее – Закон о ПД):
Государственный сервис контроля доступа к персональным данным (далее - государственный сервис) - услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов,
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В главе 3 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 «Об утверждении видов документов о среднем, техническом и профессиональном, послесреднем образовании, формы документов о среднем, техническом и профессиональном, послесреднем образовании государственного образца и правила их учета и выдачи,