Как рассчитать заработную плату россиянам, которые имеют РВП? Какие налоги удерживаются с их оклада и какие за них платит работодатель, налоги и отчисления?
Вопрос:
Как рассчитать заработную плату россиянам, которые имеют РВП? Какие налоги удерживаются с их оклада и какие за них платит работодатель, налоги и отчисления?
Ответ:
На основании ст. 217 Налогового Кодекса РК (НК РК) резидентом Казахстана в целях Налогового Кодекса признается физическое лицо:
- постоянно пребывающее в РК (есть ВНЖ);
- непостоянно пребывающее в РК, но центр жизненных интересов которого находится в РК:
1) физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на проживание в РК (вид на жительство);
2) супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в РК;
3) наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
Согласно п.1 ст. 644 НК доходами нерезидента из источников в РК признаются следующие виды доходов:
20) доход физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
21) доход трудового иммигранта-нерезидента по трудовому договору, заключенному в соответствии с трудовым законодательством РК на основании разрешения трудовому иммигранту;
22) гонорар руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
23) надбавки физическому лицу-нерезиденту, выплачиваемые ему в связи с проживанием в РК резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
24) доход физического лица-нерезидента от деятельности в РК в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.
В целях настоящего раздела материальной выгодой признаются в том числе:
- оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом-нерезидентом от третьих лиц;
- отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу-нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;
- списание суммы долга или обязательства физического лица-нерезидента;
Исчисление ИПН у ИВ, согласно п.3 ст. 655 НК, с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 319 НК, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки 10% к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы в натуральной форме и виде материальной выгоды:
- от деятельности в РК по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
- от деятельности в РК в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;
- гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
- надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в РК резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
- пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.
пп.1) п.2 ст. 484 НК предусмотрено, что объектом налогообложения социальным налогом являются расходы работодателя по доходам работника, указанные в пп.20), 22), 23) и 24) п. 1 ст. 644 НК (прописаны выше).
На основании п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона «Об ОСМС» иностранцы, постоянно проживающие на территории РК и иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории РК в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного РК, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами РК.
Статьей 5 Закона «Об обязательном социальном страховании» установлено, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.
На основании п. 2 ст. 2 Закона «Об ОПВ» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно п.1 ст. 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются трудящихся-мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.
Таким образом, если с нерезидентом заключен трудовой договор и оформлен РВП, то в данном случае доход в виде оплаты труда является объектом налогообложения. На основании вышеуказанного из зарплаты удерживается ИПН, ОПВ, ВОСМС. За счет работодателя оплачивается социальный налог, социальные отчисления и ОСМС.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина08.09.2026 03:02133Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Если в трудовых договорах указано, что заработная плата выплачивается не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, и работодатель намерен фактически выплачивать ее 5-го числа, изменять трудовые договоры и заключать дополнительные соглашения с работниками не требуется.
-
Автор:Жунусова Жадыра03.09.2026 04:45151Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Статья 113 ТК РК предусматривает, что заработная плата выплачивается работнику в денежной форме в национальной валюте не реже одного раза в месяц. При этом Кодекс не содержит прямого запрета на перечисление заработной платы на банковский счет третьего лица по письменному распоряжению самого работника.
-
Автор:Гришина03.09.2026 04:0291Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
С учетом того, что работа носит непостоянный характер, объем работы зависит от заявок Заказчика, в отдельные месяцы работник может работать одну-две недели, а в отдельные месяцы работа может отсутствовать полностью, целесообразно установить почасовую систему оплаты труда, а не фиксированный месячный оклад.
-
Автор:Гришина03.09.2026 03:46145Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 76 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК РК), ночным считается время с 22:00 до 06:00. В соответствии с пунктом 2 статьи 79 ТК РК работодатель обязан вести раздельный учет времени сверхурочных работ и работы в ночное время.
-
Автор:Гришина20.08.2026 03:17112
Ответ:
В данном случае работу можно квалифицировать как работу, имеющую разъездной характер, если выезды на объекты заказчика являются постоянной составляющей трудовой функции работника, а не разовыми поручениями работодателя.
-
Автор:Гришина18.08.2026 03:0891Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
В соответствии со статьей 111 Трудового кодекса ТК РК (далее – ТК РК) доплата производится за выполнение работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по исполнению (замещению) обязанностей временно отсутствующего работника.
-
Автор:Гришина18.08.2026 03:03104Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Если в Положении об оплате труда установлено, что премия выплачивается «на одного работника в размере не более 1 МРЗП», и при этом Положение не содержит условия о пропорциональном уменьшении данной премии для работников, занятых на условиях неполного рабочего времени, автоматически уменьшать установленный предел в два раза для совместителя на 0,5 ставки оснований нет.
-
Автор:Гришина18.08.2026 02:51120Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Установление работнику, принимаемому на работу по совместительству на 0,5 ставки с продолжительностью рабочего времени 4 часа в день, заработной платы в размере 100 000 тенге при должностном окладе по штатному расписанию 200 000 тенге за полную ставку является правомерным.
-
Автор:Гришина10.08.2026 03:1992
Ответ:
В соответствии с пп.17 п.1 ст.1 Трудового Кодекса РК (далее – ТК РК), условия труда – условия оплаты, нормирования труда, выполнения трудовых обязанностей, режима рабочего времени и времени отдыха, порядок совмещения профессий (должностей),
-
Автор:Гришина10.08.2026 03:0489Раздел: Нормирование и оплата труда
Ответ:
Работодатель вправе установить работникам выплату процентов от продаж, однако для того, чтобы такие выплаты не были признаны гарантированной частью заработной платы и не создавали безусловной обязанности по их выплате, их необходимо оформить как переменную стимулирующую выплату (премию), право на получение которой возникает только при выполнении заранее установленных условий.