Как рассчитывается является ли человек налоговым резидентом Казахстана? (по итогам года / по принципу получения ИИН / другой критерий). В какой момент человек становится налоговым резидентом Казахстана и в какой момент теряет этот статус? (например, если переедет жить за пределы Казахстана и РФ)?
Вопрос:
Как рассчитывается является ли человек налоговым резидентом Казахстана? (по итогам года / по принципу получения ИИН / другой критерий). В какой момент человек становится налоговым резидентом Казахстана и в какой момент теряет этот статус? (например, если переедет жить за пределы Казахстана и РФ)?
Ответ:
По Налоговому кодексу РК признание иностранца, гражданина РФ, налоговым резидентом Казахстана определяется по признакам пребывания в Казахстане и нахождения центра жизненных интересов.
То есть, если данный гражданин пребывает в РК на постоянной основе, а именно, не менее 183 календарных дней в течение любого последовательного 12-месячного периода, то он признается резидентом РК.
При этом иностранец становится налоговым резидентом Казахстана в момент, когда истечет 183-ий день пребывания в Казахстане.
Но, несмотря на указанные положения Налогового кодекса РК, он признается нерезидентом, если признается таковым по Конвенции об избежании двойного налогообложения. Так, если по Налоговому кодексу РК иностранец признается резидентом Казахстана и, соответственно, является резидентом обоих Договаривающихся стран (Казахстана и России), то по Конвенции он считается резидентом той страны, где имеет постоянное жилище. Если имеет такое жилище и в Казахстане, и в России, то он считается резидентом той страны, в которой он имеет более тесные личные и экономические отношения (центр жизненных интересов).
Если же страну, в которой он имеет центр жизненных интересов, нельзя определить и если ни в одной стране постоянным жилищем он не располагает, то он считается резидентом той страны, где обычно проживает.
Если он обычно проживает и в Казахстане, и в России, то он считается резидентом той страны, гражданином которой является.
Статус резидентства теряется при завершении налогового периода (календарного года), в котором он был признан резидентом РК.
Данный вывод основан на следующем.
Согласно Налоговому кодексу РК, статье 217, резидентом Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признается физическое лицо:
постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан.
Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
На основании статьи 2 Налогового кодекса РК, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора.
В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса РК нерезидентом в целях настоящего Кодекса признается, несмотря на положения статьи 217 настоящего Кодекса, иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.
Судя по вопросу, речь идет о гражданине России. Поэтому в части резидентства рассматриваются нормы Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения.
Пунктом 1 статьи 4 данной Конвенции определено, что для целей настоящей Конвенции термин «резидент Договаривающего Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации или создания, или любого другого критерия аналогичного характера.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что в случае, когда в соответствии с положениями пункта 1, физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:
а) оно считается резидентом государства, в котором оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем; если оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические отношения (центр жизненных интересов);
б) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;
в) если оно обычно проживает в обоих Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом Государства, гражданином которого оно является;
г) если оно является гражданином обоих Государств или ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос по взаимному согласию.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;