Какие налоговые льготы предусмотрены для инвалидов второй группы при начислении заработной платы?
Вопрос:
Какие налоговые льготы предусмотрены для инвалидов второй группы при начислении заработной платы?
Ответ:
Согласно пп.106 п.1 ст. 1 Социального кодекса РК» лицо с инвалидностью – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, нарушениями, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
ИПН: В стандартном случае, согласно п.1 ст.356 НК РК: Доход-Корректировка (п1 ст341НК РК- ОПВ-ВОСМС-14МРП(ст 346 НК РК))*10%
Работники-инвалиды имеют право на аналогичные вычеты. При этом, согласно пп.2 п.1 ст.346 НК РК для инвалидов всех трех групп предусмотрен дополнительный стандартный вычет в размере 882 МРП за календарный год: Доход-Корректировка (п1 ст341НК РК- ОПВ-ВОСМС-14МРП(ст 346 НК РК- 882 МРП (пп2п1ст346НК РК))*10%
Напомним, на 2025 г. размер 1 МРП равен 3 932 тг., 1 МЗП -85 000 тг.
В 2025 г. сумма вычета для инвалидов составит:
882 * 3 932 =3 468 024 тг.
Согласно п.5 ст.342 НК РК, вычеты применяются последовательно, в том порядке, как они указаны в п.1 ст.342 НК РК. Если работник-инвалид имеет право одновременно на несколько вычетов, исключение доходов из налогооблагаемой базы по ИПН не должно превышать предел в 882 МРП в год.
ООСМС/ВОСМС: согласно пп.1 п.7 ст.28 закона №405-V от 16.11.2015 г. «Об обязательном социальном медицинском страховании» ВОСМС за работников-инвалидов работодателями не уплачиваются. Эта обязанность лежит на государстве (п.1 ст.26 закона №405-V).
При этом закон не регламентирует группу инвалидности, которая дает право на освобождение от уплаты ВОСМС (пп.12 п.1 ст.26 закона №405-V). Следовательно, от уплаты ВОСМС освобождены работники-инвалиды всех групп.
Следует отметить, что если срок действия справки об установлении инвалидности истекает в течение месяца, то от уплаты ВОСМС работник освобожден за этот месяц полностью. Например, срок действия справки заканчивается 17 мая. Значит, от ВОСМС работник освобожден за май включительно, а с июня необходимо будет начать уплату ВОСМС в том случае, если инвалидность не будет продлена.
Аналогична ситуация с уплатой ООСМС. Согласно пп.1 п.3 ст.27 закона №405-V, работодатели освобождаются от уплаты ООСМС за работников-инвалидов. Отсылка в данном случае также идет на пп.12 п.1 ст.26 этого же закона, где нет указания на группу инвалидности. Следовательно, работодатель освобожден от уплаты ООСМС за работников-инвалидов всех трех групп.
Таким образом, статус инвалида освобождает работника только от уплаты ВОСМС и ООСМС и дает право на дополнительный вычет по ИПН в размере 882 МРП. Все остальные налоги и отчисления производятся с доходов таких работников на общих основаниях.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина20.08.2026 04:00121
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Автор:Халиева Акмарал04.08.2026 03:19179Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Автор:Гришина03.08.2026 03:22118Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Автор:Гришина19.06.2026 03:15105
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Автор:Халиева Акмарал04.05.2026 03:45400Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Автор:Гришина17.04.2026 03:30352Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Автор:Гришина08.04.2026 05:5179
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Автор:Халиева Акмарал08.04.2026 05:10103
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Автор:Жунусова Жадыра09.12.2025 03:277901Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Автор:Аугамбаева Гульбану05.12.2025 04:05759Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;