Какая разница между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения? Учебное заведение сейчас КГКП со 100% участие государства. Как изменится работа, в связи с переходом на ПХВ - ответственность, финансы, заработная плата педагогов, возможности заработка и другое?

Какая разница между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения? Учебное заведение сейчас КГКП со 100% участие государства. Как изменится работа, в связи с переходом на ПХВ - ответственность, финансы, заработная плата педагогов, возможности заработка и другое?

28.10.2022 10:02
3211
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Какая разница между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения? Учебное заведение сейчас КГКП со 100% участие государства. Как изменится работа, в связи с переходом на ПХВ - ответственность, финансы, заработная плата педагогов, возможности заработка и другое?

Ответ:

Согласно статье 202 Гражданского кодекса РК право оперативного управления является вещным правом учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами Республики Казахстан,

в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. 

Глава 9 ГК РК регламентирует право хозяйственного ведения, которое является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. 

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения (далее - ГП на ПХВ) не финансируются государственным бюджетом, а получают деньги в результате исполнения обязательств в рамках договора государственного заказа, при этом выполнение государственного заказа является обязательным для предприятия, или от реализации услуг (продуктов) собственного производства третьим лицам. 

ГП на ПХВ, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан, самостоятельно распоряжается закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом, не относящимся к основным средствам. ГП на ПХВ не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, относящегося к основным средствам государственного предприятия, а также принадлежащих ему акций. ГП на ПХВ может отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, а также передавать и списывать дебиторскую задолженность только с письменного согласия собственника имущества, кроме случаев продажи или дарения основных средств ГП на ПХВ содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности. 

Деньги, полученные ГП на ПХВ, от сделок по отчуждению основных средств и от передачи его в долгосрочную аренду, используются самостоятельно. ГП на ПХВ вправе реализовать производимую им продукцию по ценам, которые обеспечивают полное возмещение затрат на их производство, безубыточность деятельности и финансирование деятельности за счет собственных доходов. Производимая продукция по государственному заказу реализуется ГП на ПХВ по ценам, согласовываемым с органом государственного управления. Произведенная сверх государственного заказа продукция реализуется ГП на ПХВ по самостоятельно устанавливаемым им ценам. 

Согласно статье 63 Закона РК «Об образовании» организациям среднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения запрещается: 

1) предоставлять обучающимся и воспитанникам образовательные услуги на платной основе в рамках государственного общеобязательного стандарта образования; 

2) взимать с учащихся и педагогов деньги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 63 настоящего Закона. 

Организации среднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения вправе предоставлять на платной основе с заключением договора об оказании платных услуг следующие товары (работы, услуги) сверх требований государственных общеобязательных стандартов образования по: 

1) реализации дополнительных образовательных программ (развития детского и юношеского творчества, склонностей и интересов в области спорта, культуры и искусства, повышения квалификации специалистов); 

2) организации дополнительных занятий с отдельными обучающимися по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин) сверх учебного времени, выделенного по учебному плану и программам; 

3) организации углубленного изучения с обучающимися основ наук по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин); 

4) организации и проведению различных мероприятий: спортивных соревнований, семинаров, совещаний, конференций среди обучающихся и воспитанников, педагогов и взрослого населения, а также по разработке и реализации учебно-методической литературы; 

5) предоставлению в пользование музыкальных инструментов и дополнительных услуг Интернет-связи; 

6) организации летнего отдыха, обеспечению питания обучающихся и воспитанников, участников различных мероприятий, проводимых в организациях образования; 

7) отпуску теплоэнергии, подаваемой энергоустановками и котельными; 

8) организации профессионального образования (переподготовке и повышению квалификации квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена); 

9) организации производства и реализации продукции учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств, учебно-опытных участков; 

10) проведению научных исследований. 

Государственные организации среднего образования вправе предоставлять услуги по передаче физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в имущественный наем (аренду). 

Доходы, полученные от передачи в имущественный наем (аренду), используются государственными организациями среднего образования самостоятельно. 

Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе представлять на платной основе с заключением договора об оказании платных услуг следующие товары (работы, услуги) сверх требований государственных общеобязательных стандартов образования по: 

1) организации профессионального образования (переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена); 

2) организации дополнительных занятий с отдельными обучающимися по предметам (дисциплинам и циклам (модулям) дисциплин) сверх учебного времени, выделенного по учебному плану программ; 

3) реализации дополнительных образовательных программ (по развитию детского и юношеского творчества, интересов в области спорта, культуры и искусства); 

4) организации и проведению спортивных, культурно-массовых мероприятий, совещаний, конференций среди обучающихся и воспитанников, педагогов и взрослого населения, а также по разработке и реализации учебно-методической литературы; 

5) издательской и полиграфической деятельности для обеспечения образовательного процесса, исследований, воспитательной и социально-культурной, научно-практической деятельности; 

6) организации и проведению мероприятий, связанных с поступлением обучающихся и проведением промежуточной или итоговой аттестации обучающихся (подготовительных занятий для абитуриентов, пробного тестирования); 

7) предоставлению мест в общежитии на время учебы обучающимся на платной основе, работникам организации технического и профессионального, послесреднего образования на период работы при наличии свободных мест; 

8) организации, созданию и развитию цифровых интерактивных образовательных ресурсов и учебных фильмов; 

9) реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, выпускаемых в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебных полигонах и учебно-опытных участках. 

Согласно статье 138 Закона РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» размер фонда оплаты труда республиканского государственного предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом соответствующей отрасли, а коммунального государственного предприятия - местным исполнительным органом или по согласованию с собранием местного сообщества - аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. 

Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются государственным предприятием на праве хозяйственного ведения самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда. 

Размеры должностных окладов руководителя республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются уполномоченным органом соответствующей отрасли, а размеры должностных окладов руководителя коммунального государственного предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения - местным исполнительным органом или по согласованию с собранием местного сообщества - аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. 

Статья 12 Закона РК от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» гарантирует педагогам  

1) жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 

2) земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. 

Педагогам, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется в приоритетном порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан; 

3) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней; 

4) пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска. 

При переходе предприятия на право хозяйственного ведения сотрудники предприятия теряют статус гражданских служащих. В связи с этим предусмотренная постановлением Правительства РК № 269 от 27 марта 2014 года «О внесении дополнения в Постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» надбавка в размере 10 % от должностного оклада не выплачивается работникам ГП на ПХВ. Однако если руководство ГП на ПХВ примет решение о выплате данной надбавки, финансирование может производиться только за счет экономии фонда заработной платы либо части неиспользованной прибыли от платных услуг. 

Таким образом, отвечая на Ваши вопросы, сообщаем, что при переходе организации образования с права оперативного управления на право хозяйственного ведения педагоги сохраняют социальные гарантии, предусмотренные статья 12 Закона РК от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога».  

При этом переход имеет свои плюсы и минусы. 

К плюсам можно отнести: 

  1.  получение дополнительного дохода за счет расширения перечня платных услуг; 

  1.  самостоятельное в пределах установленного фонда оплаты труда утверждение формы оплаты труда, штатного расписания, размеров должностных окладов, систем премирования и иного вознаграждения с соблюдением приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций»; 

  1.  возможность получения дополнительного премирования и иных стимулирующих выплат за счет экономии фонда заработной платы и средств от реализации платных услуг. 

К минусам можно отнести: 

  1.  лишение статуса гражданских служащих; 

  1.  потеря надбавки в размере 10 % от должностного оклада. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: