Какие налоги должны выплачивать предприятия согласно экологической политике?

Какие налоги должны выплачивать предприятия согласно экологической политике?

05.02.2024 09:55
163

Вопрос:

Какие налоги должны выплачивать предприятия согласно экологической политике?

Ответ:

Согласно экологической политике предприятия должны выплачивать платежи, связанные с охраной окружающей среды.

Такими платежами являются плата за негативное воздействие на окружающую среду и утилизационный  платеж.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, за захоронение отходов и размещение серы в открытом виде на серных картах.

Допустим, ТОО  получило экологическое разрешение на стационарный объект загрязнения (печь) II категории, в котором установлены лимиты выбросов загрязняющих веществ на 2023 год, в том числе по пыли и золе - 9 тонн.

ТОО за 1-й квартал 2023 года использовало 4 тонны угля. При сжигании 4 тонн угля образовалось угольной пыли и золы – 1,1 тонны.

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников по пыли и золе составляет 5 МРП (ст. 576 НК) или 17250 тг (3450×5), с учетом повышающего коэффициента маслихата (2) 34 500 тг.

Тогда, плата за негативное воздействие на окружающую среду по пыли и золе за 2 квартал 2023 г. будет равна 37 950 тенге(1,1×34 500).

Утилизационный  платеж это плата, которая оплачивается производителем (импортером) оператору расширенных обязательств производителей (импортеров) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов.

К примеру, предприятие импортировало моторные масла, тогда утилизационный платеж (Спродукция) будет рассчитан по формуле: 

 где:

Спродукция – утилизационный платеж;

m – масса производимой (импортируемой) продукции (товаров) (в тоннах);

CМРП – сумма одного месячного расчетного показателя;

k – коэффициент для расчета утилизационного платежа за продукцию (товары), на производителей (импортеров) которых распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) (Методика расчета утилизационного платежа от 2 ноября 2021 года № 448).

Указанные выводы основаны на следующем.

Согласно статье 3 Экологического кодекса целью экологического законодательства Республики Казахстан является определение  … также механизмов реализации единой государственной экологической политики в Республике Казахстан.

Задачи экологического законодательства Республики Казахстан:

1) обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды посредством осуществления государственного регулирования, направленного на предотвращение загрязнения окружающей среды, … а также на постепенное сокращение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду…

На основании статьи 127 Экологического кодекса плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сбросы загрязняющих веществ;

3) захоронение отходов;

4) размещение серы в открытом виде на серных картах.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статьями 574, 575 и 576 Налогового кодекса установлено, что плательщиками платы являются операторы объектов I, II и III категорий, определенные в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.

Объектом обложения является фактический объем негативного воздействия на окружающую среду…

Ставки платы определяются в размере, кратном МРП.

2. В статье 328 Экологического кодекса указано, что в дополнение к общим принципам, изложенным в статье 5 настоящего Кодекса, государственная экологическая политика в области управления отходами основывается на следующих специальных принципах:

4) расширенных обязательств производителей (импортеров).

Согласно п. 1 статьи 386 Экологического кодекса физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан отдельных видов продукции (товаров) по перечню, утвержденному уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, обязаны обеспечивать сбор, транспортировку, подготовку к повторному использованию, сортировку, обработку, переработку, обезвреживание и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств такой продукции (товаров) (далее - расширенные обязательства производителей (импортеров).

В соответствии с пунктом 2 данной статьи производители и импортеры, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполняют расширенные обязательства производителей (импортеров) одним из следующих способов:

1) применение собственной системы сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов;

2) заключение с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) договора об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, … и внесение на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) денег в виде утилизационного платежа.

Под утилизационным платежом (далее - утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: