Какие налоговые обязательства возникают у ТОО, при ввозе и реализации импортированного товара на территории СЭЗ?
Вопрос:
Какие налоговые обязательства возникают у ТОО, при ввозе и реализации импортированного товара на территории СЭЗ?
Ответ:
В действующем с 1 января 2018 года Кодексе Республики Казахстан № 120-VI от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) вопросам налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, посвящена глава 79, в которую входят статьи 708, 709, 710.
Ранее, до 1 января 2018 года, в Налоговом кодексе от 10 декабря 2008 года вопросы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, регулировались главой 17, в которую были включены: статья 150, статьи с 151-1 по 151-10 и статья 152.
В статье 150 Налогового кодекса были обозначены общие положения для организаций, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны. Статьи со 151-1 по 151-10 Налогового кодекса устанавливали особенности налогообложения организаций, осуществляющей деятельность на территории каждой конкретной специальной экономической зоны.
В статье 152 Налогового кодекса были обозначены сроки и порядок установления налогового периода и представления налоговой отчетности. Рассмотрим действующие положения Налогового кодекса и отметим изменения, которые касаются налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон в 2018 году: Специальная экономическая зона «Астана-новый город».
- Специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
- Специальная экономическая зона «Морпорт Актау».
- Специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий».
- Специальная экономическая зона «Оңтүстік». Специальная экономическая зона «Сарыарқа».
- Специальная экономическая зона «Хоргос-Восточные ворота».
- Специальная экономическая зона «Павлодар».
- Специальная экономическая зона «Химический парк Тараз».
- Специальная экономическая зона «Астана-Технополис».
- Специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».
В статье 708 Налогового кодекса от 25 декабря 2017 года установлены общие положения.
Согласно данной статье организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны, является юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям:
- является участником специальной экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;
- зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории специальной экономической зоны или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория специальной экономической зоны;
Ранее допускалось, чтобы юридическим лицом была осуществлена постановка на регистрационный учет по месту нахождения объекта, облагаемого земельным налогом, налогом на имущество или платой за пользование земельными участками, в налоговом органе на территории специальной экономической зоны.
- при наличии на территории специальной экономической зоны необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории специальной экономической зоны филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;
Ранее формулировка была более ограничена: юридическое лицо не должно было иметь структурных подразделений за пределами территории специальной экономической зоны (далее по тексту СЭЗ). То есть в 2018 году юридическое лицо, при условии наличия необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, не должно иметь за переделами СЭЗ филиалов и иных обособленных структурных подразделений, допускается наличие представительств за пределами СЭЗ.
- осуществляет на территории специальной экономической зоны приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания специальной экономической зоны.
Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также порядок включения приоритетных видов деятельности в указанный перечень определяются уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.
На период 2018 год приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142 утверждены:
- Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон, соответствующих целям создания специальной экономической зоны;
- Правила включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон, соответствующих целям создания специальной экономической зоны.
Приказ № 142 от 27 февраля 2018 года введен в действие с 29 апреля 2018 года.
Приоритетными видами деятельности, согласно подпункту 10 статьи 1 Закона РК № 469-IV от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее - Закон), являются виды деятельности, соответствующие целям создания специальной экономической зоны, на которые распространяется специальный правовой режим специальной экономической зоны.
Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.
Ранее, перечень приоритетных видов деятельности и перечень объектов, строительство которых предназначалось для осуществления данных видов деятельности, определялся Правительством Республики Казахстан.
Для участников СЭЗ в Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года исключено требование о том, чтобы не менее 90% совокупного годового дохода юридического лица, за исключением СЭЗ «Парк инновационных технологий», составляли доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг при соблюдении определенных условий.
Для организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий», а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», требования указаны в пункте 2 и 3 статьи 708 Налогового кодекса.
Для СЭЗ «Парк инновационных технологий» определены требования, при одновременном исполнении которых, юридическое лицо признается организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ:
- является участником специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;
- зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения;
- не имеет филиалов и иных обособленных структурных подразделений, за исключением представительств;
- осуществляет приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий».
Уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом определяет отдельный перечень приоритетных видов деятельности, соответствующих целям создания специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», осуществление которых возможно за пределами территории указанной специальной экономической зоны.
Таким образом, в Налоговом кодексе с 1 января 2018 года предусмотрена возможность осуществления деятельности за пределами СЭЗ «Парк инновационных технологий», а также исключено требование о том, чтобы не менее 70% совокупного годового дохода юридического лица составляли доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг, при соблюдении определенных условий.
Для СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» предусмотрено, что возможностями применения режима СЭЗ могут воспользоваться и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям пунктом 3 статьи 708 Налогового кодекса. В Налоговом кодексе установлены условия, при которых применение режима СЭЗ невозможно, это относится к следующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территориях специальных экономических зон:
- недропользователи;
- организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 статьи 462 Налогового кодекса (отдельные легковые автомобили и моторные транспортные средства);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы;
- организации, применяющие (применившие) инвестиционные налоговые преференции, - по контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года;
- организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект или инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
- организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
Обложение налогом на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территорию СЭЗ, а также порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, производятся в порядке, определенном Налоговым кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных разделом 21 и статьями 389, 390 и 391 Налогового кодекса.
В данных статьях приводятся требования к товарам, реализуемым на территорию СЭЗ, приведен перечень документов, подтверждающих обороты, облагаемые по нулевой ставке, а также в условиях возврата сумм НДС указано наличие подтверждения фактического потребления ввезенных товаров при осуществлении деятельности, отвечающей целям СЭЗ, для СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» подтверждение реализации или фактического потребления ввезенных товаров.
В подпункте 7 пункта 5 статьи 372 Налогового кодекса установлено, что не являются оборотом по реализации отгрузка товара, ввезенного ранее в таможенной процедуре свободной таможенной зоны на территорию СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».
Согласно подпункту 39 статьи 394 Налогового кодекса, освобождаются от НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг, реализуемых на территории СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».
Далее в пункте 6 статьи 708 Налогового кодекса определено, что, в случае внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Республики Казахстан после даты заключения договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны (ранее после даты внесения сведений об организации, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, в единый реестр участников СЭЗ) такая организация или индивидуальный предприниматель применяют положения главы 79 Налогового кодекса, действовавшие на дату заключения такого договора (ранее на дату внесения сведений об организации, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, в единый реестр участников СЭЗ), если такие изменения и дополнения предусматривают исключение и (или) изменение размеров уменьшения, применяемых при исчислении корпоративного подоходного налога, индивидуального подоходного налога, земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками (ранее коэффициентов и (или) ставок, применяемых при исчислении земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками; размера уменьшения при исчислении корпоративного подоходного налога).
Положения применяются в течение срока действия договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах, но не более десяти лет со дня вступления в действие первого такого изменения и (или) дополнения (ранее не более срока исковой давности).
Положения не применяются в случае расторжения органом управления специальной экономической зоны договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны в одностороннем порядке, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах в Республике Казахстан (ранее подобное положение в Налоговом кодексе отсутствовало).
Статья 709 Налогового кодекса устанавливает порядок налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны. Условия данной статьи распространяются на все СЭЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 Налогового кодекса, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками, подлежащей уплате в бюджет, по объектам налогообложения (объектам обложения), расположенным на территории СЭЗ и используемым при осуществлении приоритетных видов деятельности, уменьшают суммы исчисленного налога и (или) платы на 100 процентов.
В целях главы 79 Налогового кодекса, уменьшение является преференцией по налогам и плате.
Преференции по налогам и плате применяются:
- по земельному налогу - с 1 числа месяца, в котором заключен договор об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ;
- по налогу на имущество - с даты возникновения объекта налогообложения, но не ранее даты заключения договора об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ;
- по плате за пользование земельными участками - с первого числа месяца, в котором заключен договор об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ, до окончания срока действия договора временного возмездного землепользования (аренды), но не более срока действия СЭЗ.
Таким образом, преференции по земельному налогу, налогу на имущество и плате за пользование земельными участками, означают уменьшение исчисленного налога и (или) платы на 100%, но преференция распространяется только на объекты налогообложения (объекты обложения), расположенные на территории СЭЗ и используемые при осуществлении приоритетных видов деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 709 Налогового кодекса, в случае использования объектов налогообложения (объекта обложения), расположенных на территории СЭЗ, как при осуществлении приоритетных видов деятельности, так и при осуществлении иных видов деятельности сумма налога или платы, к которым применяются положения преференций, определяется пропорционально удельному весу доходов от приоритетных видов деятельности к совокупному годовому доходу.
Таким образом, если осуществляются иные виды деятельности на территории СЭЗ, то налогоплательщик должен определить удельный вес доходов от приоритетных видов деятельности к СГД, то есть по итогам календарного года, и осуществить необходимые расчеты.
В пункте 3 статьи 709 Налогового кодекса установлено, что в случае расторжения органом управления СЭЗ договора об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах, преференции по налогам и плате аннулируются с даты начала их применения.
При этом налогоплательщик обязан не позднее тридцати календарных дней с даты расторжения договора представить дополнительную налоговую отчетность за налоговые периоды, по итогам которых им были применены положения преференций по земельному налогу, налогу на имущество и (или) плате за пользование земельными участками.
Статьей 11-1 Закона определена процедура лишения статуса участника специальной экономической зоны. Это происходит в случае неисполнения участником специальной экономической зоны обязательств, определенных договором об осуществлении деятельности, о чем составляется соответствующий акт, и не устранении нарушений в срок не более шестидесяти календарных дней.
В случае непринятия мер по устранению участником СЭЗ указанных замечаний орган управления СЭЗ не менее чем за десять рабочих дней уведомляет участника СЭЗ о расторжении договора об осуществлении деятельности в одностороннем порядке.
Таким образом, если налогоплательщик нарушил условия договора, не исполнил требования об устранении нарушений, то договор об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ может быть расторгнут в одностороннем порядке и в данном случае налогоплательщик теряет право на преференции с даты начала их применения и обязан откорректировать данные налоговой отчетности не позднее тридцати календарных дней с даты расторжения договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 709 Налогового кодекса, организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности.
При этом положение не применяется по доходам от реализации следующих объектов строительства, за исключением случаев, когда такая реализация входит в перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»: больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.
Таким образом, КПН исчисленный по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, уменьшается на 100%.
Согласно пункту 5 статьи 709 Налогового кодекса, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность на территории СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», при определении суммы индивидуального подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного индивидуального подоходного налога на 100 процентов.
Положение распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в общеустановленном порядке.
В пункте 6 статьи 709 Налогового кодекса установлена обязанность по ведению раздельного налогового учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по соответствующему приоритетному виду деятельности и иным видам деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 709 Налогового кодекса, доходы организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом или индивидуальным подоходным налогом в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 8. статьи 709 Налогового кодекса организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, не вправе применять другие положения Налогового кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, на 100 процентов.
Для СЭЗ «Парк инновационных технологий» в пункте 9. статьи 709 Налогового кодекса определена возможность уменьшения на 100 процентов суммы исчисленного социального налога, подлежащего уплате в бюджет по расходам работодателя, выплачиваемым в виде доходов работникам, занятым в осуществлении приоритетных видов деятельности, при условии, что такие расходы за налоговый период составляют не менее 70 процентов от общей суммы расходов такой организации по бухгалтерскому учету. Данные расходы определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Срок применения начинается с 1 числа месяца, в котором юридическое лицо заключило договор об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ.
В статье 710 Налогового кодекса установлено, что налоговый период, порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам и платежам в бюджет определяются в соответствии с Налоговым кодексом, то есть в общеустановленном порядке.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ: Деятельность физического лица, направленная на систематическое получение дохода,
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
По товару, за который неплательщиком НДС был уплачен НДС при импорте, при реализации после постановки на учет по НДС придется платить НДС. Но этот НДС будет не повторным.
При этом НДС, уплаченный при импорте, будет учитываться в будущем, так как подлежит отнесению в зачет. Тем самым, НДС, подлежащий уплате в бюджет при реализации, будет уменьшен на сумму НДС, уплаченную при импорте.
Согласно Классификации поступлений бюджета (приказ Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403) две последние цифры КБК обозначают специфику.
При этом НДС, уплачиваемый при импорте:
из стран, не входящих в ЕАЭС, уплачивается по коду бюджетной классификации (КБК) 105102 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь»
из стран ЕАЭС уплачивается по КБК 105115 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС».
НДС при реализации на территории Казахстана уплачивается по КБК 105101 «Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан».
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Если денежные средства являются оплатой за выполненные работы, оказанные услуги, то могут быть перечислены без НДС при условии, что данные работы, услуги относятся к оборотам, освобожденным от НДС или к облагаемым по нулевой ставке. В этом случае счета-фактуры исполнителем будут выставлены без НДС или с нулевой ставкой.
По дополнительной информации, в данной ситуации оплата производится за транспортные услуги. Тогда, если такие услуги подпадают под международные перевозки, то счет-фактура за такие перевозки подлежит выставлению резиденту США по нулевой ставке и, значит, оплата на счет ТОО поступит без НДС.
Данный вывод основан на положениях статьи 387 Налогового кодекса РК, которой установлено, что оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.
При этом международной перевозкой признается:
1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) перевозка пассажиров, багажа и груз багажа в международном сообщении.
Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.
В рассматриваемом вопросе не уточнены вид груза, способ перевозки, вид транспорта, поэтому ниже приводятся виды международных перевозочных документов для различных видов транспорта.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: С начала 2015 года появился упрощенный порядок ликвидации ИП, предусмотренный ст.67 НК РК. Упрощенной процедурой могут воспользоваться предприниматели, одновременно удовлетворяющие условиям:
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Во-первых, если ТОО на упрощенке, то необходимо сдавать налоговую форму 910
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Расходы допускается брать на вычет в целях ИПН, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Основанием при этом
-
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Кодексу «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Налоговому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» -
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Данный вопрос решается по Налоговому законодательству РК.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Срок исковой давности, предусмотренный Налоговым кодексом, распространяется на налоговые обязательства. Это период времени, в течение которого: