Каким образом можно внести в план развития в части заработной платы на этот год и будут ли нарушением если заработная плата сотрудникам будет увеличена без корректировки в план развития?

Каким образом можно внести в план развития в части заработной платы на этот год и будут ли нарушением, если заработная плата сотрудникам будет увеличена без корректировки в план развития?

11.05.2022 09:00
691

Вопрос:

Каким образом можно внести в план развития в части заработной платы на этот год и будут ли нарушением, если заработная плата сотрудникам будет увеличена без корректировки в план развития?

Ответ:

Повышение заработной платы работников квазигосударственного сектора может осуществляться на основании планов развития. Повышение заработной платы, приводящее к нарушению пределов Фонда оплаты труда, может повлечь соответствующую ответственность должностных лиц организации. 

В подпункте 59) статьи 1 Трудового кодекса РК содержится определение основной заработной платы, согласно которой это относительно постоянная часть заработной платы, включающая оплату по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, и предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, отраслевым соглашением, коллективным и (или) трудовым договорами выплаты постоянного характера. 

Подпункт 2) пункта 2 статьи 157 ТК РК допускает включение вопроса об индексации заработной платы в коллективный договор. Иных норм по этому вопросу трудовое законодательство РК не содержит.  

Поскольку деятельность ТОО со 100% участием государства регламентируется нормами Закона РК «О государственном имуществе» (далее – Закон), то следует руководствоваться этим Законом.  

Так, согласно подпункту 3) статьи 1 Закона план развития – это документ, определяющий основные направления деятельности и показатели финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия, акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, контрольный пакет акций (доля участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, на пятилетний период. 

Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 февраля 2019 года № 14 утверждены Правила разработки, утверждения планов развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, мониторинга и оценки их реализации, а также разработки и представления отчетов по их исполнению (далее – Правила). 

Параграф 1 Главы 2 Правил содержит порядок ежегодного уточнения плана развития, согласно которому орган утверждения (Наблюдательный Совет) осуществляет ежегодное уточнение плана развития со второго года утвержденного Плана развития. Исполнительный орган разрабатывает проект ежегодного уточнения плана развития со дня публикации полугодового уточнения во втором полугодии. 

При этом ежегодное уточнение плана развития организации осуществляется на веб-портале реестра в соответствии со структурой, формами, показателями согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7-1, 7-2, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 к настоящим Правилам и включает: 

структуру плана развития/отчета по исполнению плана развития организации; 

паспорт организации; 

корпоративную структуру; 

основные направления деятельности (цели, задачи и ключевые показатели, программа реализации); 

показатели финансово-хозяйственной деятельности (основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, доходы, денежные средства, реализация продуктов за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета, расходы, инвестиции и приобретение товаров, работ и услуг, приобретение долевых инструментов); 

дополнительные показатели (занимаемая площадь и автотранспорт, структура заимствований, размещение временно свободных денег). 

Более подробно с указанным порядком можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900018328

В параграфе 2 Главы 2 Правил рассмотрен порядок полугодового уточнения плана развития, который допускается по инициативе организации в случаях, связанных с: 

1) посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики, изменениями, вносимыми в стратегические и программные документы системы государственного планирования; 

2) изменением основных направлений деятельности организации; 

3) внесением изменений и/или дополнений в стратегический план государственного органа (программу развития территории) или его переутверждение; 

4) выделением или сокращением средств из бюджета или бюджетным кредитованием организаций; 

5) принятием или изменением правовых актов и иных документов органа утверждения и организации, влияющих на показатели плана развития. 

Таким образом, полугодовое изменение допускается только в исключительных случаях, одним из которых могла бы стать обязанность организации выполнять условия коллективного договора, предусматривающего индексацию заработной платы.  

Хотя, возможно, у Вашей организации имеются иные основания увеличения заработной платы, позволяющие внести изменения в план развития в порядке полугодового уточнения.  

Согласно пункту 4 статьи 185 Закона ответственность за разработку, результативность и эффективность реализации планов развития, а также за своевременное представление отчета об их исполнении несут исполнительные органы контролируемых государством товариществ с ограниченной ответственностью в соответствии с законами Республики Казахстан. 

Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, сообщаем, что увеличение заработной платы возможно, если нет нарушения предела фонда оплаты труда, установленного планом развития. 

В случае, если увеличение заработной платы приведет к превышению ФОТ, то следует предварительно внести изменения в план развития.  

Превышение ФОТ является нарушением плана развития и может повлечь привлечение исполнительного органа к ответственности.  

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: