Каким образом вносятся изменения и дополнения в заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
Вопрос:
Компанией, в которой я являюсь главным бухгалтером, в декабре месяце были представлены 36 Заявлений о ввозе товаров и очередная Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам - за декабрь месяц. В январе был получен еще один груз, дата принятия на учет по которому также декабрь месяц. 18 января нами было представлено еще одно Заявление о ввозе товаров и Декларация по косвенным налогам с видом Дополнительная за декабрь (срок представления не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом), вместе с этим уплачен налог.
27 января нами получен Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты налога. Указана причина - заполнение Заявления не в соответствии с Правилами заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденными уполномоченным органом Республики Казахстан, суть нарушений - неверно указан вид ФНО. Форма Заявления о ввозе товаров не содержит реквизита Вид ФНО. Инспектор, который произвел отказ, пояснил, что само Заявление о ввозе заполнено верно, но неверно указан вид Декларации, вместе с которой подавалось Заявление о ввозе. В связи с этим, во избежание административных мер мы должны в срок 15 календарных дней отозвать Заявление о ввозе и Декларацию о косвенных налогах и подать новые документы - Заявление о ввозе с устранением нарушений - которых нет! и Декларацию о косвенных налогов с видом Очередная. Согласно Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 15 января 2015 года № 27 Об утверждении Правил подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств-членов Таможенного союза либо мотивированного отказа в подтверждении, Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов осуществляется лишь в четко обозначенных случаях, наш конкретный случай ни под один пункт не попадает.
Таким образом, считаем, что Мотивированный отказ был произведен неправомерно. Кодекс о налогах не содержит ответа на вопрос - как можно обжаловать Мотивированный отказ - не содержится даже упоминания о том, что есть такая возможность. Налогоплательщик не имеет возможности выразить несогласие с данным документом, что напрямую нарушает его права. Далее, ни пп. 2 п.3 ст. 63, ни статьи главы 37-1 Кодекса о налогах, ни правила заполнения формы 320 не содержат прямых указаний на то, что для формы 320 Декларация о косвенных налогов существует особый порядок представления - подача с каждым новым Заявлением о ввозе за один и тот же налоговый период, не указанным в ранее поданной Декларации о косвенных налогах, новой Очередной Декларации о косвенных налогах. Мы считаем, что на официальном ресурсе для налогоплательщиков должны быть предоставлены официальные разъяснения по моментам, по которым может быть двоякое трактование или со стороны налогоплательщиков может возникнуть недопонимание. Пп. 3-2 п. 3 ст. 69 НК РК дает право на отзыв налоговой отчетности методом изменения, в которой неверно указан налоговый период - без применения административных взысканий. При этом фактически для формы 320 Декларация о косвенных налогах отсутствует возможность сделать отзыв методом изменения - это также нарушает наши права как налогоплательщика. То есть я должна отозвать методом удаления (хотя причина отзыва не попадает под п2 ст. 69НК РК) ранее представленную Декларацию (причем представленную своевременно), подать новую Декларацию. При этом возникнет административная ответственность по ст. 272 п. 1 - Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан.
Начальник управления администрирования косвенных налогов в рамках таможенного союза Куркумбаев Султан Мухамадиевич пояснил, что после подачи мной новой очередной Декларации о косвенных налогах за декабрь, мне будет направлено Извещение о необходимости явиться в налоговый орган для составления административного протокола о нарушении по ст. 272 КоАП. Хотя существует Письмо территориального НК № 1677 - В соответствии с п.9 ч.1 ст.580 КоАП РК производство по административному делу не может быть начато, a начатое подлежит прекращению в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.
В свою очередь, согласно внесенным изменениям и дополнениям в п.5 ст.584 Налогового кодекса неверное указание кода налогового органа и (или) налогового периода и (или) вида налоговой отчетности с 01.01.2012 года не считается не представлением налоговой отчетности. Отзыв такой налоговой отчетности, в т.ч. представленной в налоговый орган до 01.01.2012 года, согласно п.3 ст.69 Налогового кодекса производится методом изменения. Таким образом, руководствуясь положениями п.9 ч.1 ст.580 КоАП РК, учитывая нормы п.3 ст.69 и п.5 ст.584 Налогового кодекса, с 01.01.2012 года отзыв налоговой отчетности по указанным выше основаниям не образует административного правонарушения в виде не представления налоговой отчетности и лицо не подлежит привлечению к административной ответственности. По нашей ситуации - ущерба государству нанесено не было, налоги уплачены вовремя, почему наши налоговые органы ищут любой повод наказать налогоплательщика? Прошу разъяснить правомерность действий сотрудников налоговых органов в нашей ситуации.
Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 24 марта 2017 года на вопрос от 9 февраля 2017 года № 450413 (dialog.еgov.kz)
Согласно статьи 276-22 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) внесение изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового заявления. Одновременно с внесением изменений и дополнений в Заявление налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.
Пунктом 5 Правил отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 13 января 2015 года № 16 (далее - Правила), предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в Заявление осуществляется в случаях: 1) изменения и дополнения сведений, указанных в Заявлении, не влияющих на размер налоговой базы для исчисления сумм косвенных налогов; 2) изменения и дополнения сведений, указанных в Заявлении, влияющих на размер налоговой базы для исчисления сумм косвенных налогов, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 276-23 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 9 Правил налогоплательщик для отзыва Заявления по основаниям, предусмотренным пунктом 5 Правил, одновременно с налоговым заявлением представляет дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.
Таким образом, отзыв ранее представленного Заявления с одновременным представлением замененного Заявления, а также дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам производится в случае, если вносимые изменения и дополнения касаются сведений, ранее отраженных в Заявлении, очередной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. В случае, если сведения ранее не были отражены в Заявлении, декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, то у налогоплательщика возникают обязательства по представлению очередной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, нового Заявления и уплате косвенных налогов.
В рассматриваемой ситуации, Вами за декабрь 2016 года представлены 36 Заявлений и очередная Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам (далее – Декларация), при этом упущено 1 Заявление по 1 поставщику. На основании вышеуказанных норм налогового законодательства Республики Казахстан в связи с не указанием Заявления в представленной очередной Деклараций у Вас возникает обязательство по представлению новой очередной Декларации и Заявления по упущенному поставщику.
Относительно административной ответственности сообщаем, что за несвоевременное представление налоговой отчетности в срок образуется состав административного правонарушения в соответствии со статьей 272 КоАП РК.
Таким образом, действия сотрудников УГД в описанной Вами ситуации правомерны.
Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.