Идет процедура банкротства по должнику, часть его долга была в Долларах США, а часть в Тенге. До даты подачи заявления на банкротство было заключено соглашение, согласно которому конвертировали всю его долларовую задолженность в Тенге, но на момент подачи документов в суд, в заявлении была указана историческая задолженность как в тенге, так и в долларах США. Суд вынес решение. Какой датой бухгалтер должен зафиксировать списание долларовой части задолженности?
Вопрос:
Идет процедура банкротства по должнику, часть его долга была в Долларах США, а часть в Тенге. До даты подачи заявления на банкротство было заключено соглашение, согласно которому конвертировали всю его долларовую задолженность в Тенге, но на момент подачи документов в суд, в заявлении была указана историческая задолженность как в тенге, так и в долларах США. Суд вынес решение. Какой датой бухгалтер должен зафиксировать списание долларовой части задолженности?
Ответ:
Курсовая разница - разница, возникающая при пересчете определенного количества единиц в одной валюте в другую валюту с использованием разных обменных курсов.
Курсовая разница определяется в соответствии с МСФО как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогового учета.
Дебиторская задолженность является монетарной статьей, по которой курсовые разницы, возникающие при пересчете по курсам, отличающимся от курсов, по которым они были пересчитаны при первоначальном признании в течение периода или в предыдущей финансовой отчетности, признаются в составе прибыли или убытка за период, в котором они возникли.
В данном случае до даты подачи заявления на банкротство между кредитором и должником было заключено Соглашение, согласно которому долларовая задолженность была конвертирована (переведена) в Тенге. При этом на момент подачи документов в суд в заявлении была указана задолженность как в тенге, так и в долларах США. Значит, суд в решении о возбуждении в отношении Должника банкротного производства также указал задолженность как в тенге, так и в долларах США, то есть без пересчета долларовой задолженности в тенге.
Тогда, бухгалтер должен зафиксировать у себя списание долларовой части задолженности не датой вынесения решения о возбуждении банкротного производства, а датой, когда было заключено соглашение о переводе долларовой части задолженности в тенге. Соответственно, курс нужно применять также на дату заключения Соглашения.
Данные выводы основаны на следующем.
Согласно пункту 4 статьи 192 Налогового кодекса учет курсовой разницы, в том числе определение суммы курсовой разницы, в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Учет операций в иностранной валюте отражается в соответствии с МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют».
На основании пунктов 16 и 28 данного международного стандарта неотъемлемой характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязанность предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц.
Курсовые разницы, возникающие при расчетах по монетарным статьям или при пересчете монетарных статей по курсам, отличающимся от курсов, по которым они были пересчитаны при первоначальном признании в течение периода или в предыдущей финансовой отчетности, признаются в составе прибыли или убытка за период, в котором они возникли, за исключением случаев, описанных в пункте 32.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;