Каков порядок изъятия земельного участка (земли населенных пунктов) для государственных нужд, сроки, оценка и др.?

Каков порядок изъятия земельного участка (земли населенных пунктов) для государственных нужд, сроки, оценка и др.?

22.09.2023 09:13
1383
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Каков порядок изъятия земельного участка (земли населенных пунктов) для государственных нужд, сроки, оценка и др.?

Ответ:

Согласно ст. 89 Земельного кодекса РК, изъятие земельного участка у государственного землепользователя для государственных нужд производится на основании одностороннего решения исполнительного органа, осуществляющего изъятие (прим.: исполнительный орган- Акимат).

Согласно п.1 ст. 84 ЗК РК, земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях при условии равноценного возмещения имущества с согласия собственника или негосударственного землепользователя либо по решению суда.

В соответствии с п.6 этой же нормы,  Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы исполнительных органов, в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Согласно ст. 85 ЗК РК, собственник земельного участка или негосударственный землепользователь должен быть письменно уведомлен о принудительном отчуждении в сроки и порядке, которые установлены главой 6 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе". С момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка государство имеет преимущественное право его покупки.

При этом, размер, формы платежа и сроки выплаты возмещения стоимости земельного участка при его принудительном отчуждении для государственных нужд определяются главой 6 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе".

Так, в соответствии со ст. 62-1 Закона, под равноценным возмещением применительно к настоящей статье понимается установление размера возмещения стоимости земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, и находящегося на нем недвижимого имущества (при наличии), позволяющее восстановить существующие до момента изъятия условия пользования земельным участком и находящимся на нем недвижимым имуществом.

За земельный участок, отчуждаемый для государственных нужд, собственнику или негосударственному землепользователю производится равноценное возмещение.

Равноценное возмещение производится одним из следующих способов:

1) предоставление иного земельного участка или недвижимого имущества в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом;

2) возмещение рыночной стоимости отчуждаемого земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.

Согласно ст. 67 Закона, стоимость земельного участка, а также недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, отчуждаемого для государственных нужд, определяется в размере их рыночной стоимости независимо от оснований возникновения прав на земельный участок.

Рыночная стоимость отчуждаемого земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд определяется оценщиком на дату проведения оценки с учетом положений пункта 1 статьи 208 настоящего Закона.

Размер возмещения определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

Размер возмещения иным лицам, права которых в отношении принудительно отчуждаемого для государственных нужд земельного участка будут прекращены или ограничены, определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате такого принудительного отчуждения.

Размер возмещения определяется в тенге.

В то же время, ст. 208 Закона гласит, что при проведении оценки отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием для государственных нужд установлению подлежит рыночная стоимость данного имущества без учета ее изменения в результате принятия постановления об изъятии.

Оценка отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд производится в соответствии со стандартом оценки, утверждаемым уполномоченным органом в области оценочной деятельности.

По требованию собственника или негосударственного землепользователя отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, направляемому в исполнительный орган, должна быть проведена оценка стоимости отчуждаемого для государственных нужд имущества на дату выплаты возмещения.

Согласно ст. 69 Закона, при недостижении соглашения о передаче имущества с кем-либо из заинтересованных лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд осуществляется в судебном порядке.

Что касается сроков принудительного изъятия, дата принудительного отчуждения, не может быть ранее трех месяцев с даты официального опубликования данного постановления исполнительного органа.

Согласно ст. 65 Закона:

Основанием принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд является договор об отчуждении земельного участка для государственных нужд или решение суда.

Местный исполнительный орган в течение одного месяца со дня получения копий правоустанавливающих и идентификационных документов на отчуждаемый земельный участок или иное недвижимое имущество обеспечивает проведение их оценки.

В случае не предоставления собственником или негосударственным землепользователем копий правоустанавливающих и идентификационных документов на отчуждаемый земельный участок или иное недвижимое имущество местный исполнительный орган вправе запросить их у уполномоченных государственных органов и (или) организаций.

Местный исполнительный орган по результатам оценки стоимости отчуждаемого для государственных нужд имущества в течение десяти рабочих дней готовит проект договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд и направляет его собственнику или негосударственному землепользователю по почте с обязательным получением уведомления о вручении почтового отправления. В случае отсутствия уведомления о вручении документы, указанные в настоящем пункте, направляются повторно.

При достижении соглашения с собственником или негосударственным землепользователем отчуждаемого для государственных нужд имущества и другими лицами, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены при принудительном отчуждении, договор об отчуждении земельного участка для государственных нужд утверждается исполнительным органом по согласованию с местным представительным органом и подписывается собственником или негосударственным землепользователем.

При несогласии собственника или негосударственного землепользователя с постановлением, указанным в пункте 2 статьи 63 настоящего Закона, и (или) при отказе от заключения договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд по истечении трех месяцев с момента получения письменного уведомления о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определенного в постановлении, указанном в пункте 2 статьи 63 настоящего Закона, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.

Гражданские дела по искам о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд рассматриваются и разрешаются в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

В случае отказа в иске о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд убытки, причиненные собственнику или негосударственному землепользователю в результате предъявления иска и принятия постановления, указанного в пункте 2 статьи 63 настоящего Закона, подлежат возмещению из бюджетных средств.

Фактическая передача отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд может осуществляться только после получения собственником или негосударственным землепользователем, права которого в отношении отчуждаемого имущества прекращаются или ограничиваются при принудительном отчуждении, равноценного возмещения, произведенного в порядке, установленном настоящим Законом.

Государственная регистрация прекращения прав собственника или негосударственного землепользователя и возникновения прав государства на данное имущество осуществляется при условии представления органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документа, подтверждающего выплату возмещения.

Таким образом, порядок и сроки принудительного изъятия следующие:

Исполнительный орган издает постановление о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, которое публикуется в СМИ и интернет-ресурсах в течение 3 рабочих дней с момента принятия акта.

В течение 3 рабочих дней с момента опубликования постановления в СМИ, собственнику земельного участка направляется уведомление о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд заказным письмом с уведомлением.

На ознакомление с уведомлением, начало согласительных процедур и предоставление копий правоустанавливающих документов собственнику дается 15 календарных дней.

Исполнительный орган в течение одного месяца со дня получения копий правоустанавливающих и идентификационных документов на отчуждаемый земельный участок или иное недвижимое имущество, организует и проводит оценку.

По итогам оценки собственнику направляется проект договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд с ценой возмещения, установленной проведенной оценкой.

Собственнику дается 20 календарных дней, за которые он выражает письменное согласие (несогласие) с проектом договора путем подачи соответствующего заявления в местный исполнительный орган.

Если собственник согласен с суммой возмещения и условиями договора, то в течение одного месяца с момента получения письменного заявления о согласии исполнительный орган направляет договор на согласование.

Проект договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд рассматривается постоянной комиссией местного представительного органа не позднее двухнедельного срока с момента его внесения с обязательным приглашением собственника и лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены.

Если стороны согласны на условия отчуждения, нет споров о сумме возмещения, договор утверждается исполнительным органом, а в течение месяца производится выплата согласованной суммы.

Если собственник не согласен с заявленной суммой оценки, проведенной исполнительным органом, то с п.7 алгоритма, указанного выше, порядок несколько другой:

Если собственник не согласен с суммой возмещения и условиями договора, то по истечении трех месяцев с даты получения собственником уведомления об изъятии, местный исполнительный орган обращается в суд, с иском о принудительном изъятии.

Подготовка к судебному разбирательству занимает не более двадцати рабочих дней со дня принятия иска в производство суда.

Рассмотрение в суде происходит в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. В рамках суда назначается повторная оценка имущества.

В течение 1 месяца решение суда вступает в законную силу. Однако, за этот срок может быть подана апелляционная жалоба как со стороны самого собственника, так и со стороны исполнительного органа.

В случае поступления апелляционной жалобы, в суде апелляционной инстанции дело рассматривается в двухмесячный срок со дня его поступления в суд (ст. 415 ГПК РК).

В случае, если далее будет подана еще и кассационная жалоба (может быть подана в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного акта апелляционной инстанцией), то дело должно быть рассмотрено в течение тридцати рабочих дней со дня его передачи в суд (ст. 445 ГПК РК). При этом решение кассации вступает в силу с момента его оглашения.

Выплата возмещения производится единовременно не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда после чего собственник по согласованию с исполнительным органом освобождает имущество.  Если собственник не делает этого добровольно, то вопрос передается на исполнение судебному исполнителю, который контролирует факт зачисления возмещения на счет собственника и производит выселение.

Таким образом, процедура изъятия происходит по алгоритму, описанному выше и может занимать в среднем, от 4 месяцев до одного года (Прим.: на практике исполнительные органы не затягивают с подачей апелляционной и кассационной жалоб, что ускоряет процесс).

Также хотелось бы дополнительно акцентировать внимание на некоторых аспектах из практики в Вашем вопросе.

Если среди собственников имущества есть несовершеннолетние, в вопросе об изъятии земельного участка для государственных нужд, как при наличии согласия, так и в судебном порядке, участвуют прокурор и представитель органов опеки и попечительства.

При проведении оценки исполнительного органа, рекомендуется тщательно контролировать действия оценщика, т.к. на практике часто остаются неучтенными некоторые насаждения и имущество, находящееся на участке (например, даже наличие погреба в доме влияет на его стоимость).

В случае несогласия с результатами оценки МИО, рекомендуется заказать независимую оценку за свой счет, чтобы на этапе судебного разбирательства и предоставлении отзыва на исковое заявление исполнительного органа, собственник мог документально подтвердить и аргументировать свое несогласие с предложенной суммой.

Если Ваша недвижимость и строения на земельном участке не узаконены, следует привести документацию в порядок, в противном случае, они могут быть оценены практически как строительный материал.

Если на земельном участке расположены коммерческие объекты, зарегистрированные надлежащим путем (выведены из состава жилого фонда), собственник вправе сделать оценку предпринимательских убытков и также включить их в свои требования по возмещению.

Не рекомендуется доводить вопрос см выселением после кассационной инстанции до принудительного исполнения, так это способно вызвать дополнительные существенные затраты на работу судебного исполнителя и привлеченных им к исполнению лиц (спецслужбы, грузчики и т.д.).

Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.

Вам также может быть интересно: