Каков порядок обращения в собственность бесхозяйных отходов?

Каков порядок обращения в собственность бесхозяйных отходов?

16.06.2018 12:18
1100
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Каков порядок обращения в собственность бесхозяйных отходов?

Ответ:

В соответствии со статьей 284 Экологического кодекса РК, собственники земельных участков или землепользователи при выявлении бесхозяйных отходов на своих земельных участках имеют право обратить эти отходы в свою собственность, приступив к их использованию либо совершив иные действия, свидетельствующие об обращении отходов в собственность.

Другие бесхозяйные отходы поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В иных случаях лица, обнаружившие бесхозяйные отходы, обязаны сообщить о них в соответствующий местный исполнительный орган.

Местный исполнительный орган, на территории которого выявлены бесхозяйные отходы, в течение года с момента получения сообщения о наличии бесхозяйных отходов обязан обратиться в суд с требованием о признании этих отходов поступившими в республиканскую или коммунальную собственность.

Для передачи отходов в республиканскую собственность местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) или уполномоченным органом в области охраны окружающей среды либо его территориальным подразделением создается комиссия, в состав которой входят представители уполномоченного органа или его территориального подразделения, местного исполнительного органа, органа ведомства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подведомственной организации уполномоченного органа.

Этот орган самостоятельно или с привлечением физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды:

  • изучению опасных свойств отходов;
  • определению уровня их опасности;
  • определению кодировки с составлением паспорта опасных отходов, на основании Классификатора отходов.

Также организация с привлечением физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области оценочной деятельности, проводит работы по определению стоимости отходов в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Местные исполнительные органы организуют проведение мероприятий по обращению с бесхозяйными отходами и предотвращению негативного влияния их на окружающую среду и здоровье населения.

Бесхозяйные опасные отходы по решению суда признаются поступившими в республиканскую собственность.

Порядок управления такими отходами определяется Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с подпункта 20 пункта 1 статьи 1 ЭК РК обращение с отходами - это виды деятельности, связанные с отходами, включая предупреждение и минимизацию образования отходов, учет и контроль, накопление отходов, а также сбор, переработку, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение (складирование) и удаление отходов.

Требования ЭК РК, предъявляемые к обращению с отходами условно можно разделить на три части:

  • «До образования отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению до образования отходов;
  • «После образования отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению после образования отходов и включающие в себя требования, предъявляемые к накоплению отходов, а также сбору, переработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке и хранению (складированию) отходов;
  • «Захоронение отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению при захоронении отходов и включающие в себя требования, предъявляемые к полигонам размещения отходов, в том числе к полигонам размещения опасных отходов, а также к пунктам захоронения радиоактивных отходов.

ЭК РК достаточно четко разграничил вопросы собственности на отходы производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 283 ЭК РК физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, являются их собственниками и несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Также собственники отходов могут передать их физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании.

Отходы, не имеющие собственника или собственник которых неизвестен, являются бесхозяйными. В случае если ни одно физическое или юридическое лицо не обратило эти отходы в свою собственность, то бесхозяйные отходы на основании решения суда переходят в республиканскую или коммунальную собственность.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Государство является собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или по решению суда признаны поступившими в государственную собственность, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Собственник отходов должен пользоваться централизованной системой сбора отходов или услугами субъектов, выполняющих операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов, либо обязан самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов.

Субъекты, выполняющие операции по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению отходов, принимаемых от сторонних организаций, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным стандартами Республики Казахстан, и несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента передачи их собственником отходов.

Плательщиками платежей за эмиссии являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования (статья 574 НК РК).

Не являются плательщиками крестьянские и фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность на основе специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств и являющиеся плательщиками единого земельного налога.

Структурные подразделения (далее СП) юридического лица могут быть признаны самостоятельными плательщиками по месту их нахождения.

В соответствии со статьей 575 НК РК объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в пределах или сверх установленных нормативов:

Под объектом обложения понимаются следующие виды отходов:

  • Выбросы загрязняющих веществ;
  • Сбросы загрязняющих веществ;
  • Размещенные отходы потребления и производства;
  • Размещенная сера, образующаяся при проведении нефтяных операций.

В области платежей за эмиссии в окружающую среду согласно п.6 ст.576 Налогового кодекса РК предусматриваются ставки платы за размещение в окружающей среде отходов производства и потребления.

Ставки предусматриваются за размещение промышленных отходов с учетом уровней опасности (выделяются «янтарный», «красный», «зеленый» уровни, а также ставки за размещение «неклассифицированных отходов»).

Таким образом, вопрос определения собственника указанных отходов и их дальнейшего использования должен быть решен в рамках закона.

Необходимо обратиться в Департамент экологии МИО с письменным обращением об определении собственника отходов или наделения статуса как бесхозяйных отходов.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: