Каков порядок закрытия ТОО согласно действующему законодательству?
Вопрос:
Каков порядок закрытия ТОО согласно действующему законодательству?
Ответ:
Общий порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом, в части исполнения налоговых обязательств предусмотрен Налоговым кодексом.
Порядок ликвидации ТОО:
1. Принятие общим собранием учредителей решения о ликвидации ТОО.
2. Назначение ликвидационной комиссии.
3. Уведомление работников о ликвидации ТОО не менее чем за один месяц, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока уведомления (статья 52 Трудового кодекса).
4. Уведомление центра занятости о ликвидации работодателя.
5. Уведомление уполномоченного органа о ликвидации письменно или через интернет-ресурс с применением электронной цифровой подписи (статья 50 Гражданского кодекса).
6. Публикация о ликвидации в периодических печатных изданиях в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса.
7. Уведомление налоговых органов о ликвидации ТОО в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (статья 58 Налогового кодекса).
8. Составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационной налоговой отчетности (статья 50 Гражданского кодекса и статья 58 Налогового кодекса).
9. Проведение налоговыми органами налоговой проверки (статья 58 Налогового кодекса).
В течение трех рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:
1) налоговое заявление о проведении налоговой проверки;
2) ликвидационную налоговую отчетность.
Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о проведении налоговой проверки, до даты представления такого заявления.
В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности.
Налоговая проверка должна быть начата налоговыми органами не позднее двадцати рабочих дней после получения налоговым органом налогового заявления ликвидируемого юридического лица.
После завершения налоговой проверки ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения ликвидационный баланс.
Ликвидационный баланс ликвидируемое юридическое лицо представляет в течение трех рабочих дней со дня завершения документальной проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам;
2) отсутствие излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов, платежей в бюджет, пени и штрафов;
3) отсутствие превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
4) отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени, взимаемых таможенными органами -
либо в соответствии со статьей 60 Налогового кодекса получить заключение аудита по налогам от аудиторской компании, у которой есть право проведения аудита по налогам. Ликвидация на основании аудита по налогам проводится при соблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных статьей 60 Налогового кодекса.
10. Удовлетворение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
11. Передача оставшегося имущества участникам ТОО пропорционально их доле.
12. Утверждение ликвидационного баланса ТОО после расчетов с кредиторами.
13. Закрытие банковских счетов.
14. Получение справки с налоговых органов об отсутствии задолженности.
15. Уничтожение печати (при ее наличии) в органах внутренних дел.
16. Получение в ЦОНе копии приказа о регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Особенности ликвидации ТОО в налоговых органах при соблюдении определенных условий
Если ликвидируемое юридическое лицо в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, одновременно соответствует условиям пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса:
1) не является плательщиком налога на добавленную стоимость;
2) не применяет специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов;
3) не реорганизовано или не является правопреемником реорганизованного юридического лица.
Положение данного подпункта не распространяется в отношении юридических лиц, реорганизованных путем преобразования;
4) не включено в план налоговых проверок или в список выборочных налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков либо не включено в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска;
5) не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, -
то в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса в случае принятия решения о ликвидации одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
1) налоговое заявление о прекращении деятельности;
2) ликвидационную налоговую отчетность;
3) промежуточный ликвидационный баланс;
4) налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, установленном статьей 169 Налогового кодекса.
Документ, указанный в подпункте 4 данного пункта, представляется ликвидируемым юридическим лицом в случае постановки контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 5 статьи 59 Налогового кодекса, налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления о прекращении деятельности ликвидируемого юридического лица направляет запрос за период, в течение которого не проводилась налоговая проверка в отношении юридического лица, в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса:
1) в уполномоченные государственные органы - о представлении сведений о сделках с имуществом, подлежащим государственной регистрации, совершенных юридическим лицом, прекращающим деятельность, а также о его имуществе по состоянию на дату получения запроса налогового органа;
2) в банки второго уровня и (или) организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, - о представлении сведений об остатках и движении денег на банковских счетах юридического лица, прекращающего деятельность, на дату получения запроса налогового органа.
Сведения по запросам налогового органа, указанные в данном пункте, подлежат представлению не позднее двадцати рабочих дней со дня их получения, если иное не установлено подпунктом 13 части первой статьи 24 Налогового кодекса.
Налоговый орган в течение десяти рабочих дней со дня получения всех сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса, осуществляет камеральный контроль и составляет заключение в порядке, установленном Налоговым кодексом.
В заключении отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Заключение составляется в количестве не менее двух экземпляров и подписывается должностными лицами налогового органа. Один экземпляр заключения вручается не позднее трех рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
В случае возврата почтовой или иной организацией связи заключения, направленного налоговым органом ликвидируемому налогоплательщику (налоговому агенту) по почте заказным письмом с уведомлением, датой вручения такого заключения является дата проведения налогового обследования с привлечением понятых по основаниям и в порядке, установленным Налоговым кодексом.
Если ликвидируемое юридическое лицо соответствует требованиям пункта 1 статьи 60 Налогового кодекса:
1) общая сумма совокупных годовых доходов с учетом корректировок ликвидируемого юридического лица и индивидуального предпринимателя, прекращающего деятельность, за период срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, составляет не более 150 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
2) имеет в наличии заключение аудита по налогам, составленное не более чем за двадцать календарных дней до даты представления в налоговый орган налогового заявления о прекращении деятельности;
3) не состоит либо не состояло в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности; -
при этом, если по результатам заключения аудита по налогам возникают обязательства по исчислению и уплате налогов и платежей в бюджет, исчислению, удержанию, перечислению социальных платежей, такие обязательства подлежат исполнению ликвидируемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, прекращающим деятельность, в течение десяти календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику соответствующего заключения аудита по налогам.
В этом случае будет применяться порядок ликвидации, предусмотренный статьей 60 Налогового кодекса.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Этапы ликвидации ТОО.
Чтобы провести ликвидацию ТОО, необходимо пройти несколько этапов:
- принятие собственником (собранием учредителей организации) решения о ликвидации компании;
- формирование ликвидационной комиссии;
- уведомление о грядущем увольнении работников не менее, чем за месяц (ст.52 ТК РК);
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно статье 16-1 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон) Филиал (представительство) подлежит снятию с учетной регистрации на основании:
1) заявления юридического лица о прекращении деятельности филиала (представительства) по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан;
-
Ответ:
В соответствии с п.41) статьи 1 Трудового кодекса РК, акты работодателя - приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно статьи 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон) слияние двух или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью осуществляется путем полного объединения имущества этих товариществ.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии со статьей 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон) Присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу с ограниченной ответственностью осуществляется путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии с п.2 ст. 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда в следующих случаях:
1) банкротства;
2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно пп.17) п.2 ст.23 Трудового кодекса Республики Казахстан, работодатель обязан обеспечить сохранность и сдачу в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведений об удержании и отчислении денег на их пенсионное обеспечение, соответственно невыполнение данного требования является нарушением законодательства РК.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
При выделении ТОО из ТОО к выделенному (вновь созданному) ТОО в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного (выделившего) ТОО.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии со статьей 68 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» (далее – Закон) со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры наступают следующие последствия:
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Единственный участник, принявший решение о ликвидации ТОО, назначает и самостоятельно определяет количественный состав ликвидационной комиссии.