Какова процедура ликвидации организации?
Вопрос:
Какова процедура ликвидации организации?
Ответ:
Юридическое лицо через уполномоченный орган юридического лица может принять решение о добровольном прекращении деятельности и в добровольном порядке ликвидироваться.
При осуществлении ликвидации в добровольном порядке нужно пройти следующие этапы:
1. Принять решение о ликвидации (все зависит от состава учредителей, если единственный участник – то Решение единственного участника; если два и более учредителей – то Протокол общего собрания участников), в этом же решении нужно рассмотреть вопросы о назначении и составе ликвидационной комиссии, в каком порядке и в какие сроки будет осуществлена ликвидация (согласно п. 2 ст. 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан:Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде);
2. Уведомить орган юстициио принятом решении (согласно п. 1 ст. 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан: Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно или через интернет-ресурс с применением электронной цифровой подписи сообщить об этом органу юстиции либо Государственной корпорации «Правительство для граждан», осуществляющим регистрацию юридических лиц, органу государственных доходов по месту регистрации);
3. Уведомить налоговый орган о принятом решении (согласно п. 1 ст. 58 Налогового Кодекса Республики Казахстан: Юридическое лицо-резидент в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения);
4. Уведомление органа по вопросам занятости о предстоящем высвобождении работников ( согласно п.п. 2) п. 2 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» Работодатель обязан: предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя - физического лица либо ликвидацией работодателя - юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, о количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения);
5. Опубликовать объявление о ликвидации (согласно п. 1 ст. 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан: Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации, за исключением случаев банкротства. При банкротстве требования кредиторов к банкроту должны быть заявлены не позднее чем в месячный срок с момента публикации объявления о порядке заявления требований кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица);
6. Составить промежуточный ликвидационный баланс (согласно п. 4 ст. 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан:После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемого юридического лица не включаются выделенные активы, являющиеся обеспечением по обязательствам специальной финансовой компании при проектном финансировании, по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: права требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество и выделенные активы передаются ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций, представителю кредиторов и (или) держателей облигаций, определенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, для удовлетворения требований кредиторов.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемой государственной исламской специальной финансовой компании не включается имущество, проданное государственной исламской специальной финансовой компании на основании решения Правительства Республики Казахстан. Указанное имущество передается ликвидационной комиссией в собственность Республики Казахстан в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Казахстан);
7. Составить ликвидационную налоговую отчетность(согласно п. 3 ст. 58 Налогового Кодекса Республики Казахстан:Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о проведении налоговой проверки, до даты представления такого заявления.
В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности);
Подать ликвидационную отчетность и заявления в налоговый орган
Общеустановленный порядок:
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Налогового Кодекса Республики Казахстан в течение 3 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:
- налоговое заявление о проведении документальной проверки;
- ликвидационную налоговую отчетность;
Налоговая проверка должна быть начата налоговыми органами не позднее двадцати рабочих дней после получения налоговым органом налогового заявления ликвидируемого юридического лица (п. 5 ст. 58 Налогового Кодекса).
Особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц-резидентов
Данный порядок применяется в соответствии сп. 1 ст. 59 Налогового Кодекса для ликвидируемых юридических лиц, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
- не является плательщиком налога на добавленную стоимость;
- не применяет специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов;
- не реорганизован или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;
- не включено в план налоговых проверок или в список выборочных налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков либо не включено в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска;
- не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
Юридическое лицо-резидент должно соответствовать указанным условиям в течение 5-летнего срока исковой давности, установленного в статье 48 Налогового Кодекса, либо период с его даты создания должен быть менее, чем указанный срок.
В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо, после принятия решения о ликвидации представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:
- налоговое заявление о прекращении деятельности;
- ликвидационную налоговую отчетность;
- промежуточный ликвидационный баланс;
- налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, определенном статьей 169 Налогового Кодекса.
Налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения налогового заявления направляет запросы в уполномоченные государственные органы - о сделках и имуществе юридического лица; в таможенные органы - о внешнеторговых сделках, и отсутствии задолженности по таможенным платежам и налогам; в банки - об остатках и движении денег на банковских счетах.
В течение 10 рабочих дней со дня получения всех указанных сведений, налоговый орган осуществляет камеральный контроль и составляет заключение, в котором отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам и другим обязательным платежам и взносам. Один экземпляр заключения вручается не позднее 3 рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
Специальный порядок прекращения деятельности на основании аудиторского заключения
Данный порядок применяется в соответствии со статьей 60 Налогового Кодекса для ликвидируемых юридических лиц-резидентов, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
- общая сумма совокупных годовых доходов с учетом корректировок ликвидируемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, прекращающего деятельность, за период срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса составляет не более 150 000-кратного МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года;
- имеют в наличии заключение аудита по налогам, составленное не более чем за двадцать календарных дней до даты представления в налоговый орган налогового заявления о прекращении деятельности;
- не состоят либо не состояли в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового Кодекса, на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
При этом, если по результатам аудиторского заключения возникают налоговые обязательства, они должны быть исполнены ликвидируемым юридическим лицом в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем вручения аудиторского заключения.
В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо, после принятия решения о ликвидации представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:
- налоговое заявление о прекращении деятельности;
- налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
- ликвидационную налоговую отчетность;
- аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией;
- свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС (при наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
- налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по НДС (если стоит на учете по НДС);
- налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии ККМ).
Налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанных документов обязан осуществить камеральный контроль. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу вручается уведомление об устранении нарушений.
8. Уплатить налоги и обязательные платежи, отраженные в ликвидационной отчетности
Ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, платежи в бюджет и социальные платежи, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности, не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности (пункт 4 статьи 58 Налогового Кодекса).
В случае, если срок уплаты налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает после истечения срока, указанного в части первой настоящего пункта, уплата (перечисление) производится не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.
9. Удовлетворить требования кредиторов
Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского Кодекса).
10. Передать оставшееся имущество учредителю (учредителям)
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам) в соответствии с пунктом 5 статьи 51 Гражданского Кодекса Республики Казахстан либо направляется на цели, указанные в учредительных документах (пункт 8 статьи 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан).
Распределение имущества между участниками в ликвидируемом Товариществе с ограниченной ответственностью
В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" участник ТОО вправе получить в случае ликвидации товарищества стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, после расчетов с кредиторами участникам ТОО выплачивается стоимость части имущества, соответствующей их долям, а если всеми участниками достигнуто соответствующее соглашение - то имущество распределяется между ними в натуре.
Распределение имущества между акционерами в ликвидируемом Акционерном обществе
Статьей 89 Закона Республики Казахстан "Об акционерных обществах" установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:
- в первую очередь - выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены у акционеров (в ряде случаев, предусмотренных статьей 27 Закона "Об акционерных обществах" АО обязано выкупить акции у своих акционеров);
- во вторую очередь - выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
- в третью очередь - выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по простым акциям.
Оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами акций пропорционально количеству принадлежащих им акций. То есть распределение происходит не по принципу "каждому акционеру - равная доля", а по принципу "каждому акционеру - доля в имуществе, равная доле его акций в общем количестве".
При этом согласно пункту 2 статьи 13 Закона "Об акционерных обществах": акционеры - собственники привилегированных акций имеют преимущественное право перед акционерами - собственниками простых акций на часть имущества при ликвидации общества. Поэтому распределение передача имущества владельцам простых акций производится только после окончания расчетов с владельцами привилегированных акций.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имущества ликвидируемого общества недостаточно для выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов и возмещения стоимости привилегированных акций, указанное имущество полностью распределяется среди этой категории акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.
11. Продать имущество ликвидируемого юридического лица
Законодательно допускает продажа имущества ликвидируемого юридического лица. Так, например, согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" участники ТОО вправе получить в случае его ликвидации стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, предполагается, что ликвидационная комиссия после расчетов с кредиторами должна реализовать имущество с целью выплаты участникам его стоимости, если только все участники не решат принять имущество в натуральном выражении. Специальных требований к процедуре реализации имущества не установлено. В соответствии с общей целью создания коммерческих организаций - извлечением дохода, предполагается, что ликвидационная комиссия должна сделать это с максимальной выгодой для юридического лица.
12. Составить ликвидационный баланс
Согласно п. 7 ст. 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан: после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс должен быть утвержден не позднее 3 рабочих дней со дня завершения налоговой проверки (пункт 13 статьи 58 Налогового кодекса).
13. Закрыть все имеющиеся банковские счета
Закрытие банковского счета производится банком по заявлению клиента в любое время. Порядок закрытия счета регулируется главой 7 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан.
Счет в банке должен быть закрыт не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 13 статьи 58 Налогового кодекса).
14. Предоставить в налоговый орган ликвидационный баланс и справки о закрытии банковских счетов
После завершения налоговой проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо в соответствии с пунктом 13 статьи 58 Налогового кодекса одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
- ликвидационный баланс;
- справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.
Указанные документы представляются в течение 3 рабочих дней со дня завершения налоговой проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- отсутствие налоговой задолженности и задолженностипо социальным платежам;
- отсутствие излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов, платежей в бюджет, пени и штрафов;
- отсутствие превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату в соответствии с главой 49 Налогового Кодекса;
- отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени, взимаемых таможенными органами.
Если указанные условия не соблюдены, то ликвидируемое юридическое лицо представляет ликвидационный баланс и справку о закрытии счетов, в течение 3 рабочих дней с даты, которая наступит последней:
- с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам;
- с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов, платежей в бюджет, пени и штрафов;
- с даты возврата превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату в соответствии с главой 49 Налогового Кодекса;
- с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени, взимаемых таможенными органами.
15.Получить справку об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам
Получение указанной справки предшествует получение акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням. Данная услуга оказывается территориальными таможенными органами в течение 10 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления (пункт 4 Стандарта государственной услуги "Выдача акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням").
16. Уничтожить печать
Уничтожение печати производится в фирмах, которые согласно законодательства Республики Казахстан имеют право этим заниматься. После уничтожения будет выдан соответствующий акт.
Особое внимание надо обратить на то – чтобы не уничтожить печать раньше времени, когда она еще может пригодиться (!).
17. Зарегистрировать ликвидацию в органах юстиции
После прохождения всех необходимых процедур, юридическое лицо представляет в орган юстиции (через Центр обслуживания населения по месту регистрации юридического лица) следующие документы:
- заявление установленного образца;
- решение о ликвидации юридического лица собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью (при ее наличии);
- документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;
- справка об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам;
- свидетельство об аннулировании выпуска акций (для акционерных обществ);
- документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);
- квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
- учредительные документы (при наличии).
(пункт 64 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств).
Все предоставляемые документы должны быть в оригиналах, а лучше всего оставить у себя отсканированные копии всех документов.
Если после сдачи всех необходимых документов, уполномоченный орган не выявит каких-либо нарушений, то в течение 10 дней он регистрирует прекращение деятельности юридического лица в соответствующей базе.
18. Получить копию приказа о ликвидации юридического лица
Завершающим этапом процедуры регистрации прекращения деятельности юридического лица является выдача приказа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на бумажном носителе (пункт 6 Стандарта государственной услуги "Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства").
Получить данный приказ необходимо будет в Центре обслуживания населения по месту регистрации юридического лица, куда ранее были сданы документы на процедуру добровольной ликвидации юридического лица.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
В соответствии с п.41) статьи 1 Трудового кодекса РК, акты работодателя - приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно статьи 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон) слияние двух или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью осуществляется путем полного объединения имущества этих товариществ.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии со статьей 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон) Присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу с ограниченной ответственностью осуществляется путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии с п.2 ст. 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда в следующих случаях:
1) банкротства;
2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно пп.17) п.2 ст.23 Трудового кодекса Республики Казахстан, работодатель обязан обеспечить сохранность и сдачу в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведений об удержании и отчислении денег на их пенсионное обеспечение, соответственно невыполнение данного требования является нарушением законодательства РК.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
При выделении ТОО из ТОО к выделенному (вновь созданному) ТОО в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного (выделившего) ТОО.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
В соответствии со статьей 68 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» (далее – Закон) со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры наступают следующие последствия:
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Единственный участник, принявший решение о ликвидации ТОО, назначает и самостоятельно определяет количественный состав ликвидационной комиссии.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Согласно статьи 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон) слияние двух или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью осуществляется путем полного объединения имущества этих товариществ. В результате слияния возникает новое товарищество.
-
Раздел: Реорганизация и ликвидация
Ответ:
Кредитор – это лицо, имеющее к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных его обязательств, включая обязательства по оплате труда, уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, выплате авторского вознаграждения, налогам и другим обязательным платежам в бюджет.