Компания выпускает замороженные полуфабрикаты: пельмени, манты, котлеты, чебуреки и т.д. более 40 видов. Может ли отборы проб проводить не представитель ветеринарной инспекции, а ветеринарный врач, прошедший аккредитацию и работающий в штате компании? Может ли ТОО проводить лабораторные исследования в аккредитованной лаборатории, но не государственной?

Компания выпускает замороженные полуфабрикаты: пельмени, манты, котлеты, чебуреки и т.д. более 40 видов. Может ли отборы проб проводить не представитель ветеринарной инспекции, а ветеринарный врач, прошедший аккредитацию и работающий в штате компании? Может ли ТОО проводить лабораторные исследования в аккредитованной лаборатории, но не государственной?

09.06.2019 21:26
757

Вопрос:

Компания выпускает замороженные полуфабрикаты: пельмени, манты, котлеты, чебуреки и т.д. более 40 видов.

Может ли отборы проб проводить не представитель ветеринарной инспекции, а ветеринарный врач, прошедший аккредитацию и работающий в штате компании?

Может ли ТОО проводить лабораторные исследования в аккредитованной лаборатории, но не государственной?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона Республики Казахстан «О Ветеринарии» (далее – Закон): «Администрации объектов производства, осуществляющих переработку и реализацию продукции и сырья животного происхождения, обязаны создавать подразделения производственного контроля по определению соответствия животных, продукции и сырья животного происхождения ветеринарным нормативам, а также предоставлять государственным ветеринарно-санитарным инспекторам,

государственным ветеринарным врачам для осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора служебное помещение на договорной основе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».

Пунктом 12 «Правил отбора проб перемещаемых (перевозимых) объектов и биологического материала» утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 7-1/393: «Отобранные пробы в срок не более 24 часов для скоропортящейся продукции и для прочих – 36 часов направляются в ветеринарные лаборатории с сопроводительным письмом (перемещаемых (перевозимых) объектов) по форме согласно приложению 4, к настоящим Правилам и актом отбора проб перемещаемых (перевозимых) объектов по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее – Акт).

Акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр предназначен для отправки вместе с пробами в ветеринарную лабораторию, второй остается у государственного ветеринарно-санитарного инспектора или государственного ветеринарного врача, проводившего отбор проб, третий экземпляр акта отбора проб передается владельцу перемещаемого (перевозимого) объекта или его представителю.

Отбор проб биологического материала и доставка его в ветеринарную лабораторию проводятся специалистами в области ветеринарии, с составлением в зависимости от вида сопроводительными письмами (биологического или патологического материала) по формам, согласно приложениям 6 и 7 к настоящим Правилам и акта отбора проб биологического материала (за исключением взятия проб крови) по форме, согласно приложению 8 к настоящим Правилам с приложением описи отбора проб биологического материала по форме, согласно приложению 9 к настоящим Правилам».

Согласно п.п. 19-1 п. 1 Закона: «Специалист в области ветеринарии – работник подразделений государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственных ветеринарных организаций с высшим, послесредним или техническим и профессиональным образованием по специальностям ветеринарии».

Таким образом, штатный специалист компании  не имеет права на проведение процедуры отбора проб биологического материала.

Согласно ст. 1374 раздела 102 Ветеринарных правил Республики Казахстан, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июня 2015 года № 7-1/ 587: «Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевой продукции осуществляется ветеринарными лабораториями, лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы и подразделениями производственного контроля согласно ветеринарным (ветеринарно-санитарным) правилам и нормативам на основе лицензии на занятие деятельностью по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продукции и сырья животного происхождения, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области разрешений и уведомлений».

Так же в п.п. 19 п. 1 Закона: «Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы – юридическое лицо или специализированное подразделение юридического лица, осуществляющее ветеринарно-санитарную экспертизу продукции и сырья животного происхождения, кормов и кормовых добавок, реализуемых на объектах внутренней торговли и (или) в других местах».

Таким образом, ветеринарно-санитарную экспертизу может осуществлять в том числе и не государственная лаборатория, имеющая соответствующее разрешение уполномоченного органа, то есть лицензию.

В предоставленном письме уполномоченного органа указано не то, что организация делает экспертизу не та, а то, что форма выданного Вам акта не соответствует законодательным требованиям.

Согласно п. 7-1 ст. 14-1  Закона профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся государственным ветеринарно-санитарным инспектором с целью своевременного пресечения и предупреждения нарушений, а также предоставление субъектам контроля и надзора права на самостоятельное устранение нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, и снижение административной нагрузки на них.

Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются государственным ветеринарно-санитарным инспектором, государственным ветеринарным врачом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъектов (объектов) контроля и надзора государственным ветеринарно-санитарным инспектором, государственным ветеринарным врачом составляется рекомендация, которая направляется субъектам (объектам) контроля и надзора в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений. В рекомендации указываются разъяснения по устранению выявленных нарушений, срок исполнения.

Рекомендация выдается субъекту контроля и надзора под роспись или направляется и считается врученной одним из нижеперечисленных способов:

  • нарочно - с даты отметки о получении;
  • почтой - заказным письмом;
  • электронным способом - с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в письме при запросе.

Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить возражение в течение пяти календарных дней со дня вручения рекомендации.

Неисполнение рекомендации об устранении нарушений в установленные сроки является основанием для назначения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Результаты профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора подлежат учету ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями, ветеринарными подразделениями государственных органов, осуществляющими деятельность в области ветеринарии, в специальном журнале регистрации профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения, ветеринарного подразделения государственного органа, осуществляющего деятельность в области ветеринарии.

В силу того, что при проведении вышеуказанного вида проверки были обнаружены нарушения в виде не соответствия документов, подтверждающих безопасность продукции законодательно установленным нормам, Вам направлено данное письмо/ рекомендация об устранении выявленных нарушений:

  • Отбор проб осуществлять с помощью Государственного ветеринарного врача или Государственного ветеринарного инспектора.
  • проводить экспертизу продукции в аккредитованной (Государственной) ветеринарной лаборатории.
  • Акт экспертизы должен соответствовать выше указанным требованиям, так же исследования должны относиться именно к той партии, на которую выдается ветеринарная справка (в т.ч. соответствовать дате выработки продукции, о чем указывается в ветеринарной справке, в соответствующей графе).

Требования об устранении недостатков обоснованы и  легко устранимы.

Для исполнения указанных нарушений необходимо:

  • Истребовать у лаборатории, которая осуществляла выдачу Вам актов документы, подтверждающие ее полномочия – Лицензию.
  • Уведомить лабораторию о том, что выдаваемые ранее акты не соответствуют законодательно установленным требованиям. Можете попросить их предоставить объяснительную о форме выданных актов по поводу их несоответствия.
  • Пригласить специалиста государственного органа для отбора проб. Лучше заключить с ними договор или соглашение о порядке посещения объекта производства специалистом.

Обратите внимание на п. 3 ст. 23 Закона об обязанности создавать подразделения производственного контроля по определению соответствия продукции и сырья животного происхождения ветеринарным нормативам, а также предоставлять государственным ветеринарно-санитарным инспекторам, государственным ветеринарным врачам для осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора служебное помещение на договорной основе.

То, что написано в конце письма курсивом после слова «Примечание» относится к предупреждению о том, что в случае не устранения выявленных нарушений к предприятию возможно применение нижеперечисленных мер. Срок устранения обнаруженных недостатков – 10 дней с момента получения рекомендации.

В соответствии с параграфом 4 «Правил осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, а также определения соответствия животных, продукции и сырья животного происхождения ветеринарным нормативам в объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, включая экспортеров (импортеров)», утвержденного Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 апреля 2015 года № 7-1/347 о контроле на объектах производства, осуществляющих переработку продукции и сырья животного происхождения:

Ветеринарный инспектор, ветеринарный врач на объектах производства, осуществляющих переработку продукции и сырья животного происхождения проверяют:

  • ветеринарные документы на поступающее на переработку продукции и сырья животного происхождения в соответствии с правилами выдачи;
  • объем и ассортимент выпускаемых продукции и сырья животного происхождения;
  • ветеринарно-санитарное состояние объектов контроля, технологического и холодильного оборудования, производственных и складских помещений, холодильных и морозильных камер, инвентаря, а также территории объекта контроля в соответствии с требованиями технических регламентов;
  • организацию проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования, инвентаря, тары в соответствии с ветсанправилами и дезправилами;
  • наличие подразделений производственного контроля, созданных администрациями объектов производства;
  • порядок определения подразделениями производственного контроля соответствия продукции и сырья животного происхождения ветеринарным нормативам;
  • функционирование систем контроля качества и безопасности продукции Hazard Analysis and Critical Control Points (НАССР), International Organization for Standardization (ISO), Good Manufacturing Practice (GMP) в случае их наличия.

Таким образом, выявленные нарушения можно опровергнуть (хотя бы частично) имеющейся у Вас документацией по вышеприведенным пунктам по проводимым мероприятиям.

В силу того, что лабораторные заключения выдаются не на продукт переработки, а на конечный продукт, которого около 20 видов, то и заключения необходимо делать на каждый вид изготовленного продукта.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: