Могут ли быть проблемы из-за того, что не уведомили Минэкологии и природных ресурсов о начале работ по метеорологическим услугам своевременно, и если сейчас обратитья, не возникнут ли проблемы?
Вопрос:
Могут ли быть проблемы из-за того, что не уведомили Минэкологии и природных ресурсов о начале работ по метеорологическим услугам своевременно, и если сейчас обратитья, не возникнут ли проблемы?
Ответ:
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК. «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон) услуги по прогнозированию погоды и уровня воды, ледовыми картами, обслуживанию метеостанций являются деятельностью по метеорологическому мониторингу.
Согласно Закона, деятельность по метеорологическому мониторингу не лицензируется, однако требует уведомление о начале или прекращении деятельности уполномоченного государственного органа РК (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан).
В силу Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 29 июня 2021 года № 219. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2021 года № 23882 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра производителей метеорологической информации» лицу, осуществляющему деятельность по метеорологическому мониторингу необходимо направить уведомление о начале деятельности для включения в государственный реестр производителей метеорологической информации. Уполномоченный орган осуществляет размещение реестра на своем интернет ресурсе ecogeo.gov.kz, в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих сведений.
Уведомление о начале деятельности уполномоченного государственного органа РК и необходимости его получения. Среди множества существующих видов различной деятельности на территории Республики Казахстан законодательством могут быть предусмотрены так называемые «особые условия» для осуществления некоторых из них. К одному из данных условий следует относить уведомление государства о начале того или иного вида деятельности, в связи с чем, вводится ограничение на занятие им. Ограничение в свою очередь характеризуется тем, что лицу, желающему заниматься соответствующим видом деятельности надлежит в обязательном порядке получить соответствующее разрешение.
Обязательность получения разрешений (уведомлении) распространяется на всех субъектов договорных правоотношений, в рамках которых такие субъекты выполняют определенные виды работ, оказывают те или иные виды услуг, а также производят/реализуют некоторые виды товаров. Вывод об этом можно сделать из условий действующего законодательства:
- п.4 ст.27 Закона РК «Предпринимательский Кодекс» (далее – Кодекс);
- пп.3 п.1 ст.16 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон о разрешениях):
Следует отметить, что никакого законодательного запрета не предусмотрено в действующем законодательстве Республики Казахстан на заключение договоров метеорологического мониторинга при отсутствии на момент такого заключения необходимой уведомлении.
Считаем важным отметить разницу в правовых последствиях между заключением договора и действиями, которые могут считаться непосредственно выполнением работ.
На практике вопрос наличия/ отсутствия разрешительного документа на оказание услуг у Исполнителя может быть также отдельно урегулирован:
- Требованиями тендерной документации. Если заказчик изначально включил в свои требования необходимость наличия лицензии/уведомлении у компании, которая будет привлечена в качестве исполнителя, значит лицензия/уведомления на момент проведения тендера и подписания договора уже должна быть у подрядчика;
- Условиями договора, где можно прописать, что Исполнитель в течении определенного периода времени после заключения договора принимает на себя обязательство получить все разрешительные документы, необходимые для выполнения работ согласно договору.
Ответственность за выполнение работ без получения соответствующей уведомлении.
Административная ответственность. Статьей 463 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее – КОАП) установлена административная ответственность за занятие предпринимательской или иной деятельностью без получения необходимой лицензии (разрешения), с возможным взысканием административного штрафа до 150 МРП, а также конфискацией дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие такого административного правонарушения.
Уголовная ответственность. Статьей 214 Уголовного кодекса РК (далее – УК РК) установлена уголовная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без получения соответствующего разрешения (лицензии), которое также повлекло одно из указанных в данной статье неблагоприятных последствий, что наказывается штрафом в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Гражданско-правовая ответственность. Помимо вышеуказанных видов ответственности, в рамках гражданского законодательства за занятие деятельностью без разрешения (уведомления), в том числе выполнение строительно-монтажных работ, могут наступить следующие последствия.
Из приведенных выше норм ГК следует, что, например, выполнение каких-либо работ (услуг) по договору без получения лицензии/уведомлении (разрешения) по умолчанию влечет ничтожность такого договора на основании п.1 ст.157 и п.1 ст.159 ГК РК. Сама ничтожность договора уже влечет реституцию, то есть, возврат сторон в первоначальное положение, существовавшее до сделки, как это предусмотрено п.3 ст.157-1 ГК РК.
Помимо ничтожности заключенного договора, другая сторона вправе будет требовать возмещения убытков другой стороной, по вине которой имела место ничтожность, что установлено п.4 ст.157-1 ГК РК.
На основании вышеизложенного рекомендуем:
- направить уведомления о начале деятельности по метеорологическому мониторингу с текущей даты;
- перезаключить договор по метеорологическому мониторингу с клиентом.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с п. 3-1 ст. 1 Водного кодекса Республики Казахстан (далее по тексту - Кодекс), питьевое и (или) хозяйственно-питьевое водоснабжение (далее - питьевое водоснабжение) - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, хранение, транспортировку и подачу питьевой воды водопотребителям.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 580-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам» (далее - Закон),
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона Республики Казахстан от от 30 декабря 2021 года № 97-VII "Об ответственном обращении с животными" (далее - Закон), к компетенции уполномоченного органа в области ответственного обращения с животными относится: разработка и утверждение типовых правил содержания и выгула домашних животных.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 245-II «Об автомобильных дорогах» (далее - Закон), частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В первую очередь Вам необходимо подготовить письменную досудебную претензию в адрес Контрагента следующего содержания:
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Компания может выбрать язык, который наиболее удобен или актуален для ее целевой аудитории. Однако, в соответствии с законами РК «О рекламе» (ст.6 п.2), «О языках» (ст.4 и 21) и «О регулировании торговой деятельности» (ст.32) информация распространяется на казахском языке, а по усмотрению также на русском и (или) других языках.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Существуют различные законодательные акты, которые регулируют вопросы фото- и видеосъемки, а также защиту прав личности в контексте публичных мероприятий. Вот несколько ключевых нормативных актов, которые могут быть полезны для вашего изучения:
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее-Закон) граждане как потребители результатов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности имеют право:
-
Раздел: Все ответы
Согласно ст. 38 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», имущество товарищества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов его учредителей (участников), доходов, полученных товариществом, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Наличие досудебного спора, в том числе выставление претензии, само по себе не является автоматическим основанием для продления срока действия договора, если это не предусмотрено самим договором или законодательством.