Может ли стабильно-работающий гражданин РК, имеющий официальную заработную плату быть опекуном инвалида 1 группы?

Может ли стабильно-работающий гражданин РК, имеющий официальную заработную плату быть опекуном инвалида 1 группы?

21.01.2025 09:37
54
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Может ли стабильно-работающий гражданин РК, имеющий официальную заработную плату быть опекуном инвалида 1 группы?

Ответ:

Согласно пунктам 1,2 статьи 1124 Гражданского кодекса РК опека и попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливаются и отменяются по личному закону лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека и попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

В пп.43) пункта 1 статьи 1 Социального кодекса РК (далее – СК РК) предусмотрено, что  трудоспособное лицо (трудоспособный член семьи) - лицо или член семьи в возрасте с восемнадцати лет до возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 207 настоящего Кодекса, за исключением лиц с инвалидностью первой или второй группы и (или) лиц, имеющих заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев.

В статье 192 СК РК предусмотрено, что основаниями для отказа в приеме заявления на назначение специального государственного пособия являются:

1) получение из информационной системы уполномоченного государственного органа сведений, подтверждающих факты назначения, выплаты или подачи заявления на назначение специального государственного пособия;

2) представление заявителем неполного пакета документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) документов с истекшим сроком действия, и (или) документов, срок действия которых истекает на день принятия решения о назначении или отказе в назначении специального государственного пособия;

3) несоответствие сведений по документу, удостоверяющему личность (кроме его замены согласно законодательству Республики Казахстан, подтверждающейся сведениями из государственных информационных систем), с документами, необходимыми для его назначения;

4) отсутствие права на назначение специального государственного пособия;

5) отсутствие согласия заявителя на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для назначения специального государственного пособия.

2. Основаниями для отказа в назначении специального государственного пособия являются:

1) непредставление подтверждающих документов на назначение специального государственного пособия;

2) установление недостоверности документов, представленных заявителем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

3) несоответствие заявителя и (или) представленных документов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.

В пункте 3 статьи 172 СК РК указано, что основаниями для отказа в назначении пособия лицу, осуществляющему уход, являются:

1) несовершеннолетие лица, осуществляющего уход;

2) признание лица, осуществляющего уход, недееспособным или ограниченно дееспособным по вступившему в законную силу решению суда;

3) постановка лица, осуществляющего уход, на учет в организацию, оказывающую медицинскую помощь в области психического здоровья;

4) нахождение лица с инвалидностью первой группы на полном государственном обеспечении, за исключением нахождения лица с инвалидностью первой группы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

5) проживание лица с инвалидностью первой группы и лица, осуществляющего уход за ним, в разных населенных пунктах.

Также в статье 173 СК РК предусмотрено, что:

1. Получатель государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности имеет право:

1) получать государственное социальное пособие по инвалидности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

2) получать социальную выплату по случаю утраты трудоспособности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, вне зависимости от получения государственных пособий для лиц с инвалидностью;

3) запрашивать и получать бесплатно информацию от Государственной корпорации и Фонда о порядке назначения и получения государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности;

4) обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, Государственной корпорации и Фонда в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

2. Получатель государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности обязан:

1) представлять полные и достоверные сведения для назначения государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) в период получения государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности информировать Государственную корпорацию об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера государственных пособий для лиц с инвалидностью или прекращения выплаты пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности, в течение десяти рабочих дней.

В случае, когда заявитель своевременно не известил об обстоятельствах, влияющих на размеры государственных пособий для лиц с инвалидностью, их размеры пересматриваются с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее момента их назначения;

3) производить возврат излишне зачисленных (выплаченных) сумм государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке на основании решения суда, вступившего в законную силу.

3. Суммы государственных пособий для лиц с инвалидностью, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности, не полученные своевременно либо полученные не полностью по вине Государственной корпорации и (или) уполномоченного государственного органа, и (или) Фонда, выплачиваются за прошлое время со дня возникновения права на них без ограничения сроков.

В пункте 29 Приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 июня 2023 года № 257 Об утверждении Правил исчисления (определения) размеров, назначения, выплаты, приостановления, перерасчета, возобновления, прекращения
и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца указано, что решение об отказе в назначении пособия принимается по следующим основаниям:

1) установление недостоверности документов, представленных заявителем для назначения пособия и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

2) несоответствие заявителя и (или) представленных документов, данных и сведений, необходимых для назначения пособия, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В случае устранения заявителем причин отказа в оказании государственной услуги, заявитель обращается повторно для получения государственной услуги в порядке, установленном настоящими Правилами.

Таким образом, социальным законодательством прямо не указано, что стабильно-работающий гражданин РК, имеющий официальную заработную плату не может быть опекуном инвалида 1 группы.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: