Обязательно ли в Компании (Филиал Компании в РК) иметь Коллективный Договор и согласительную комиссию, если в штате всего 30 человек? От чего зависит обязательное требование наличия Коллективного договора и согласительной комиссии?

Обязательно ли в Компании (Филиал Компании в РК) иметь Коллективный Договор и согласительную комиссию, если в штате всего 30 человек? От чего зависит обязательное требование наличия Коллективного договора и согласительной комиссии?

18.11.2020 07:07
1929

Вопрос:

Обязательно ли в Компании (Филиал Компании в РК) иметь Коллективный Договор и согласительную комиссию, если в штате всего 30 человек? От чего зависит обязательное требование наличия Коллективного договора и согласительной комиссии?

Ответ:

Коллективный договор - это правовой акт в форме письменного соглашения, заключаемого между работниками в лице их представителей и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (пп.79 п.1 ст.1 Трудового Кодекса РК от 23.11.2015 г. за № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.) (далее по тексту – ТК РК).

 В пп.8) п.2 ст.23 Трудового Кодекс РК указано, что работодатель обязан вести коллективные переговоры в порядке, установленном настоящим Кодексом, заключать коллективный договор. П.2 ст.156 Трудового Кодекса РК определяет, что предложение о начале коллективных переговоров и заключении коллективного договора может исходить от любой из сторон.

Сторона, получившая уведомление другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению коллективного договора, обязана в десятидневный срок рассмотреть его и вступить в переговоры в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Таким образом, Трудовой Кодекс РК не устанавливает прямой обязанности работодателя иметь коллективный договор, но обязывает сторону вступать в переговоры, в случае, если от другой стороны поступила инициатива по его заключению.

Статьей 97 Кодекса об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. за № 235-V(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2019 г.) установлена ответственность за нарушение требований законодательства по заключению коллективного договора, соглашения:

  • Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки - влекут штраф на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
  • Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения - влечет штраф на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение, в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
  • Невыполнение или нарушение обязательства по коллективному договору, соглашению - влечет штраф на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
  • Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, - влечет штраф на лиц, виновных в непредоставлении информации, в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.

Тем не менее, исходя из того, что заключение коллективного договора является одной из форм социального партнерства на уровне организаций, для обеих сторон (работника и работодателя) будет предпочтительнее иметь в организации коллективный договор, устанавливающий конкретные взаимные обязательства сторон в сфере труда на основе законодательства РК.

Согласно п.5 ст.147 Трудового Кодекса РК социальное партнерство в Республике Казахстан направлено на решение следующих задач:

  • создание эффективного механизма регулирования социальных, трудовых и связанных с ними экономических отношений;
  • содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества;
  • содействие в обеспечении гарантий прав работников в сфере труда, осуществлении их социальной защиты;
  • содействие процессу консультаций и переговоров между сторонами социального партнерства на всех уровнях;
  • содействие разрешению коллективных трудовых споров;
  • выработка предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений.

Начиная с 1 января 2016 г. наличие в организации согласительной комиссии и рассмотрение ею трудового спора является обязательным шагом досудебного урегулирования.

В соответствии с п.1 ст.159 Трудового Кодекса Республики Казахстан индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.

Нормативное постановление Верховного Суда РК от 6 октября 2017 г. О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров (далее - НП ВС) уточняет, что помимо указанной категории не должны обращаться в согласительную комиссию домашние работники, члены коллегиального исполнительного органа юридического лица. Также, не касается норма об обязательном создании согласительной комиссии работников, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов, государственных служащих.

В связи с чем, если Ваша организация не относится к исключениям, перечисленным выше, наличие согласительной комиссии в организации является обязательным.

В настоящее время ответственности за отсутствие согласительной комиссии в Кодексе об административных правонарушениях РК нет, но суд не примет исковое заявление, если требуется соблюсти досудебный порядок, работник обратится в случае отсутствия с жалобой в трудовую инспекцию, она в свою очередь, если выявит нарушение трудового законодательства, вынесет предписание об устранении и в случае его невыполнения наложит штраф согласно ст.462 п.3 Кодекса об административных правонарушениях РК за невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 162, 227 КоАП РК, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц - в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия разрешения на определенный вид деятельности либо с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности.

Поэтому, если в Вашей организации наличие согласительной комиссии обязательно, то рекомендую приступить к ее созданию.

В соответствии с п.2 ст.159 Трудового Кодекса РК согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции) (пп.44 п.1 ст.1 ТК РК).

Т.е. если есть в организации профком, следовательно есть члены профсоюза (представители работников). На общем собрании членов профсоюзного комитета необходимо избрать членов согласительной комиссии. Работодатель приказом назначает представителей своей стороны.

В соответствии с п.3 ст.159 ТК РК количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.

В соответствии с п.4 ст.159 ТК РК заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи. Т.е. на момент поступления заявления, уже должен быть журнал регистрации в согласительной комиссии.

Таким образом по Коллективному договору и согласительной комиссии можно сказать нет прямых требований о наличии в организации  в ЗРК. Только по согласительной комиссии можно отметить, что суд не примет исковое заявление, если требуется соблюсти досудебный порядок, работник обратится в случае отсутствия с жалобой в трудовую инспекцию, она в свою очередь, если выявит нарушение трудового законодательства, вынесет предписание об устранении и в случае его невыполнения наложит штраф согласно ст.462 п.3 Кодекса об административных правонарушениях РК. Поэтому лучше создать комиссию, а коллективный договор на усмотрение руководства и работников.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: