Передается недвижимость с одного ТОО на другое, в связи с тем, что ТОО на котором находится недвижимость подлежит ликвидации. Можно ли оформить безвозмездную передачу недвижимости с его владельца на другое ТОО? При этом какие возникают обязательства у второго ТОО по налогам?
Вопрос:
Передается недвижимость с одного ТОО на другое, в связи с тем, что ТОО на котором находится недвижимость подлежит ликвидации. Можно ли оформить безвозмездную передачу недвижимости с его владельца на другое ТОО? При этом какие возникают обязательства у второго ТОО по налогам?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Гражданского кодекса РК, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РК, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед третьим лицом.
Однако, для юридических лиц существует ограничение, предусмотренное п.3 ст. 512 ГК РК. Так, по требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве" за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение года, предшествовавшего возбуждению в отношении него дела о банкротстве и (или) реабилитации.
Таким образом, следует знать, что если ТОО, которое подлежит ликвидации и передает имущество, планируется к банкротству, то договор дарения с высокой вероятностью будет отменен.
Также, в соответствии с пп.15) п.1 ст. 226 Налогового кодекса РК, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход в виде безвозмездно полученного имущества.
Согласно ст. 238 НК РК, если иное не установлено настоящим Кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом. Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.
Для целей определения размера дохода в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, но не ниже стоимости, указанной в акте приема-передачи (при его наличии) такого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, указанного в документах передающей стороны.
В связи с изложенным, у ТОО- одаряемого возникнут налоговые обязательства по корпоративному подоходному налогу.
Что касается вопроса с куплей-продажей, то доход от прироста стоимости образуется при реализации активов, не подлежащих амортизации, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законами Республики Казахстан (пп.1 п.1 ст. 228 НК РК). К активам, не подлежащим амортизации, относятся, в том числе, активы со сроком службы более одного года, не используемые в деятельности, направленной на получение дохода, в том числе долгосрочные активы, предназначенные для продажи.
По активам, не подлежащим амортизации, за исключением предусмотренных пунктами 4 и 5 данной статьи, приростом признается по каждому активу, в том числе при реализации – положительная разница между стоимостью реализации и первоначальной стоимостью.
Если иное не установлено в ст. 266 НК РК, к фиксированным активам относятся основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах, за исключением активов, указанных в пп. 2) п. 1 ст. 266 НК РК. Если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со ст. 270 НК РК, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с п.2 ст. 272 НК РК, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход.
Стоимостный баланс данной подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на конец налогового периода становится равным нулю. Доход от выбытия фиксированных активов признается в налоговом периоде, в котором произошло выбытие таких активов в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса (ст. 234 НК РК).
На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога в случае возникновения при продаже недвижимости положительной разницы или превышения, предусмотренного статьями 228 и 234 Налогового кодекса РК, такая положительная разница или превышение подлежит включению совокупный годовой доход ТОО, подлежащий налогообложению.
То есть, если недвижимость продана ТОО дороже ее балансовой стоимости, то у ТОО-продавца возникнут обязательства по корпоративному подоходному налогу с разницы. Если стоимость продажи будет равна балансовой, то налогообложения не возникнет. Не возникнет его и у ТОО-покупателя, так как взамен денежных средств на его балансе появится равноценное недвижимое имущество.
Сказать точно- какой вид сделки подобрать не представляется возможным, запрета на безвозмездную передачу недвижимости нет. Однако у одаряемого возникает налог. Также на практике дарение с высокой вероятностью вызовет внимание налогового органа к сделке. А с другой стороны у ТОО- продавца может отсутствовать документация, объективно подтверждающая балансовую стоимость недвижимости, что приведет к налогообложению всей суммы.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;