Предприятие приобрело транспортное средство (Газель 16 мест) для доставки сотрудников на работу и с работы. Надо ли штатном водителю Газели ежедневно проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры?

Предприятие приобрело транспортное средство (Газель 16 мест) для доставки сотрудников на работу и с работы. Надо ли штатном водителю Газели ежедневно проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры?

13.07.2023 09:07
199

Вопрос:

Предприятие приобрело транспортное средство (Газель 16 мест) для доставки сотрудников на работу и с работы. Надо ли штатном водителю Газели ежедневно проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры?

Ответ:

Пунктом 3 статьи 86 Кодекса о здоровье определено, что обязательные медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые).

Предсменные (предрейсовые) обязательные медицинские осмотры проводятся в целях установления или подтверждения наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в заступаемую смену (рейс), в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, профессий и работ, при выполнении которых проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры, утверждается уполномоченным органом (пункт 4 статьи 86 Кодекса о здоровье).

Работодатели обеспечивают за счет собственных средств своевременное прохождение предсменных (предрейсовых), послесменных (послерейсовых) обязательных медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, машинами и механизмами, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения (пункт 5 Кодекса о здоровье).

Пунктом 2 статьи 185 Трудового кодекса установлено, что работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное медицинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

В пункте 36-1 Правил проведения обязательных медицинских осмотров указано, что предсменные и послесменные осмотры проводятся согласно списку профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования и списку профессий, требующих предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, приведенных в таблицах 1 и 2 приложения 4-1 к Правилам проведения обязательных медицинских осмотров.

Таблица 1 приложения 4-1 к Правилам проведения обязательных медицинских осмотров «Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования» не содержит профессию водителя транспортного средства.

Таблица 2 приложения 4-1 к Правилам проведения обязательных медицинских осмотров устанавливает следующее:

«Список профессий, требующих предрейсового и послерейсового медицинского осмотра

Профессия

Периодичность осмотров

1

2

3

1

водители транспортных средств, работающие на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов, в том числе опасных грузов

в течение 30 минут перед началом рейса и в течение 30 минут после окончания рейса

».

Согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 28 Закона о дорожном движении юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Таким образом, исходя из Кодекса о здоровье и Трудового кодекса, предрейсовые и послерейсовые осмотры должны проводится работодателем только в отношении водителей транспортных средств, работающих на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов, в том числе опасных грузов.

Подпунктами 7), 8), 12), 13), 14) статьи 1 Закона об автомобильном транспорте даны определения следующим понятиям:

автомобильные перевозки - перевозки пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, осуществляемые автотранспортными средствами по автомобильным дорогам;

автомобильный перевозчик (далее - перевозчик) - физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами, за исключением легковых, на праве собственности или на иных законных основаниях, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений;

пассажир - физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика на основании заключенного договора автомобильной перевозки или ином законном основании;

нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа - перевозки, которые не относятся к регулярным, осуществляемые с использованием автобусов, микроавтобусов перевозчиками, имеющими лицензии, выданные в установленном порядке;

регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа - перевозки, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, троллейбусов, по заранее согласованным маршрутам следования, расписаниям движения с установленными начальными и конечными пунктами, пунктами посадки и высадки пассажиров.

Согласно предоставленной Вами информации, транспортное средство на 16 пассажирских мест используется только для перевозки работников организации от дома до места работы и обратно и не предназначено для предпринимательской деятельности организации по перевозке пассажиров, багажа, грузов. Развозка работников не подпадает под требования Правил проведения обязательных медицинских осмотров, поскольку компания не является перевозчиком (не осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов), как это определено Законом об автомобильном транспорте.

     Вместе с тем, исходя из буквального толкования статьи 28 Закона о дорожном движении, любое юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязано обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

В соответствии с частью 2 статьи 93 КоАП нарушение работодателем требований по проведению обязательных и периодических медицинских осмотров и предсменного медицинского освидетельствования работников в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан – влечет предупреждение.

Если указанное правонарушение совершено повторно в течение года после предупреждения – влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

Согласно части восьмой статьи 590 КоАП допуск к управлению водителя, не прошедшего предрейсовый (предсменный) медицинский осмотр, при осуществлении регулярных или нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров, багажа, а также перевозок грузов влечет штраф на должностных лиц и субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Как видно из норм КоАП, в статье 93 предусматривается ответственность за нарушение Трудового кодекса, который содержит отсылочную норму на список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, утверждённый уполномоченным органом, то есть - водители транспортных средств, работающие на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов, в том числе опасных грузов. Статья 590 КоАП устанавливает ответственность за случаи допуска водителя регулярных или нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров, багажа, грузов.

Из всего, изложенного выше, следует вывод о том, водитель организации, не являющейся перевозчиком, как это определено законодательством, осуществляющий развозку работников на транспортном средстве организации, не подлежит обязательному предрейсовому и послерейсовому осмотру, так как не является водителем, работающим на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов.

Однако, учитывая нормы Закона о дорожном движении, риск того, что уполномоченные органы будут требовать проведение таких осмотров, существует. В таких ситуациях необходимо ссылаться на приведенные в настоящем заключении нормы законодательства Республики Казахстан.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: