Применяются ли вычеты при расчете налогов с самого ИП и каковы расчеты налогов из зарплаты нерезидента, если проживает в РК больше года?
Вопрос:
Применяются ли вычеты при расчете налогов с самого ИП и каковы расчеты налогов из зарплаты нерезидента, если проживает в РК больше года?
Ответ:
Стандартный налоговый вычет в соответствии со статьей 346 Налогового кодекса указывается в строке 220.00.024 Декларации. Вычет может быть применен, если физическое лицо не использовало этот вычет по другим основаниям.
Например, если физическое лицо является наемным работником и уже получило этот вычет при расчете ИПН у работодателя, то применить вычет повторно для уменьшения облагаемого дохода в качестве ИП - нельзя. Оба вычета уменьшают размер облагаемого дохода при расчете ИПН за ИП на общеустановленном режиме (правила формы 220.00.)
Что касается расчета налогов из зарплаты нерезидента, в данном случае в следствии того, что он пребывает в РК более года, то в отношении налогов нерезидент приобретает статус налогового резидента и налоговый агент в данном случае ИП имеет право применить все статьи НК РК как к резиденту РК.
Исчисление ИПН у ИВ, согласно п.3 ст. 655 НК, с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 319 НК, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки 10% к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы в натуральной форме и виде материальной выгоды:
- от деятельности в РК по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
- от деятельности в РК в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;
- гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
- надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в РК резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
- пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.
пп.1) п.2 ст. 484 НК предусмотрено, что объектом налогообложения социальным налогом являются расходы работодателя по доходам работника, указанные в пп.20), 22), 23) и 24) п. 1 ст. 644 НК (прописаны выше).
На основании п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона «Об ОСМС» иностранцы, постоянно проживающие на территории РК и иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории РК в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного РК, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами РК.
Статьей 5 Закона «Об обязательном социальном страховании» установлено, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.
На основании п. 2 ст. 2 Закона «Об ОПВ» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно п.1 ст. 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются трудящихся-мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.
Таким образом, если с нерезидентом заключен трудовой договор и оформлен РВП, то в данном случае доход в виде оплаты труда является объектом налогообложения. На основании вышеуказанного из зарплаты удерживается ИПН, ОПВ, ВОСМС. За счет работодателя оплачивается социальный налог, социальные отчисления и ОСМС.
В отношении применения вычета, то здесь обязательным условием является применение общеустановленного режима налогообложения и отсутствия условий наемного труда в отношении физического лица на которое оформлено ИП.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;