ТОО планирует внедрить 100% предоплаты клиентами за оказываемые консультационные услуги в том числе через свой веб сайт, например 30-минутная консультация по обучению за рубежом и оформлению виз. Если после оказания ТОО указанных услуг - клиент вдруг потребует вернуть деньги обратно, может ли ТОО их не возвращать?

ТОО планирует внедрить 100% предоплаты клиентами за оказываемые консультационные услуги в том числе через свой веб сайт, например 30-минутная консультация по обучению за рубежом и оформлению виз. Если после оказания ТОО указанных услуг - клиент вдруг потребует вернуть деньги обратно, может ли ТОО их не возвращать?

14.02.2019 07:27
660

Вопрос:

ТОО планирует внедрить 100% предоплаты клиентами за оказываемые консультационные услуги в том числе через свой веб сайт, например 30-минутная консультация по обучению за рубежом и оформлению виз. Если после оказания ТОО указанных услуг - клиент вдруг потребует вернуть деньги обратно, может ли ТОО их не возвращать?

Ответ:

Согласно ст. 687 Гражданского кодекса Республики Казахстан, общие положения о подряде (статьи 616 - 639 Кодекса) и положения о бытовом подряде (статьи 640 - 650 Кодекса) применяются к договору возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 632 ГК РК, выполненная подрядчиком работа должна соответствовать условиям договора, а при их отсутствии или неполноте - требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего рода. Если законодательными актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую более высоким требованиям к качеству по сравнению с установленными обязательными требованиями.

Согласно ст. 35 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);

2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);

4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.

Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем, либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.

Недостатком ст.1 Закона «О защите прав потребителей» признает несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).

Ст. 387 ГК РК дает понятие публичного договора. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).

Закон прямо не предусматривает четких критериев определения услуг, оказанных ненадлежащим образом.

Поэтому, исходя из изложенного, ТОО вправе не возвращать денежные средства клиенту только в случае, если докажет, что услуга была оказана надлежащим образом и соответствовала обязательным требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации в сфере оказания услуг этого ТОО, условиям договора, а также информации о об услуге, предоставленной потребителям либо публичному договору.

Также можно сделать вывод о том, клиент ТОО, в случае, если ему оказана услуга ненадлежащего качества, вправе рассчитывать на возврат лишь разницы от уплаченной суммы и расходов, понесенных исполнителем при выполнении условий договора, а не на полную сумму.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: