Возможно ли, если целевое назначение земли “ собственное подсобное хозяйство”, использовать как цех по розливу воды или как частные коттеджи для долгосрочной аренды? Как поменять назначение?
Вопрос:
Возможно ли, если целевое назначение земли “ собственное подсобное хозяйство”, использовать как цех по розливу воды или как частные коттеджи для долгосрочной аренды? Как поменять назначение?
Ответ:
Согласно ст. 102 ЗК РК, гражданам Республики Казахстан для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки из земель сельских населенных пунктов. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов.
Приусадебный надел предоставляется в границах (черте) сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Многие землевладельцы, имеющие приусадебные земельные участки, отведенные для целей индивидуального жилищного строительства (под эксплуатацию индивидуального жилого дома), ведения дачного строительства, личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) строят торговые павильоны, магазины, торговые площадки, размещают киоски и занимаются коммерческими видами деятельности. Это не законно, в соответствии со ст.ст. 92 и 93 ЗК РК, такие земельные участки изымаются у собственников земель в связи с нецелевым использованием.
Вы имеете земельный участок под ЛПХ, не построили, но планируете построить и открыть помещения коммерческого типа.
Начнем с того, что вы подаете письменное заявление об изменении целевого назначения земельного участка в Акимат по месту нахождения земельного участка. Здесь важно правильно составить заявление и подать в тот акимат, где расположен ваш участок.
После подачи заявления, изучается возможность использования земельного участка по запрашиваемому целевому назначению. Другими словами, согласующие государственные органы рассматривают возможность удовлетворения вашего заявления на соответствие Генерального плана вашего населенного пункта. Если, согласно Генплана, проектов застроек и плана детальной планировки (далее-ПДП) района допускается изменение целевого назначение и соответствующие массивы предусмотрены, тогда бояться вам особо незачем. Комиссия и акимат не откажут в изменении целевого назначения. Главное, чтобы рассчитались по выкупу разницы между кадастровой стоимостью между изменяемым и планируемым для изменения целевого назначения. Сумма выкупа высчитывается исходя из поправочных коэффициентов, применяемых к базовым ставкам. А если выразиться на человеческий язык, то сумма выкупа высчитывается не вами, не оценщиками, а государством, исходя из среднерыночной цены квадратного метра за потенциальное целевое назначение земельного участка в том городе, в котором вы хотите получить. При этом, даже если вы осилили сумму выкупа и оплатили сумму разницы между кадастровой стоимости двух «целевок», это не гарантирует вам положительного решения связанного с изменением целевого назначения земли. Все будет рассмотрено в рамках Генерального плана, проектов застроек и планов детальной планировки.
После того, как согласующие органы вынесли свои заключения, ваши материалы направляются на рассмотрение комиссии. Комиссия выносит заключение, основанное на заключениях согласующих органов и предложениях уполномоченного органа и органа архитектуры и градостроительства. Знайте еще одну важную деталь, комиссия не госорган, следовательно, заключение комиссии не является актом госоргана. Отсюда вытекает то, что, заключение комиссии не может быть по существу правоустанавливающим документом.
Если все-таки комиссия вынесла положительное заключение, то составляется земельно-кадастровый план земельного участка и аким по месту нахождения земельного участка выносит решение об изменении целевого назначения. Кстати, решение местного исполнительного органа (МИО), то есть акима об изменении целевого назначения, и есть ваш правоустанавливающий документ, на основе которого изготавливается идентификационный документ на землю (госакт), который должен пройти государственную регистрацию.
Если уж, вам удалось изменить целевое назначение земельного участка, то приступайте к проектированию и строительству ваших намеченных целей.
Начните с заказа у проектной организации либо у физических лиц, осуществляющих проектные виды деятельности, разработку эскизного проекта вашиъ целей. Учтите, эскизный проект должен соответствовать коммерческому объекту, это будет особо актуально при проведении авторского и технического надзора и приемки в эксплуатацию. Проект утверждается заказчиком и направляется в орган архитектуры и градостроительства. Если есть необходимость исправить проект, лучше это сделать на начальной стадии, в противном случае, любые строительно-монтажные работы, связанные с изменением внутренних и внешних характеристик вашего коммерческого строения вне проекта рассматриваются как правонарушение.
После утверждения проекта, одновременно получаете архитектурно-планировочное задание (АПЗ) в органах архитектуры и градостроительства. К сожалению, граждане не умеют соблюдать требования Закона, подписывают АПЗ и забрасывают куда подальше. Потом начинают строить, где попало, как попало, по принципу «моя земля, где и что хочу строить, там и строю, то и строю». Знайте, несмотря на то, что земельный участок находится в вашей частной собственности, куплен за «кровные» деньги или получен в наследство, вы обязаны соблюдать архитектурные и строительные требования при строительстве. Другими словами, согласно АПЗ запрещается строить там, где нельзя строить и допускается строить только то, что предусмотрено эскизным проектом и разрешением на строительство. В противном случае, рискуете нарваться на неподъемные штрафы и получить годы «муторства» с узаконением недвижимости.
После получения разрешения на строительство вы можете строить что-либо. Не пытайтесь строить до получения разрешения, это также правонарушение, наказуемое большими штрафами. Вам и так дадут это разрешение, если вы согласовали и утвердили эскизный проект, техусловия и получили АПЗ. Архитектура вам выдаст разрешение, если вами все вышеречисленные процедуры были выполнены в соответствии с требованиями Закона.
Когда завершите строительство вашего коммерческого объекта, введите его в эксплуатацию. Только так вы можете получить право частной собственности на коммерческое здание. Только этому предшествует проведение авторского и технического надзора на ваше строение (сооружение). Все эти услуги (авторский и технический надзор) - обязательные мероприятия согласно Закону, за которые вам придется раскошелиться. В рамках авторского надзора проверяется соответствие вашего строения эскизному проекту, в рамках технадзора проверяется качество строительно-монтажных работ, несущих конструкции. Если ваш населенный пункт (село, поселок, город) отнесен к сейсмоопасной зоне, помимо вышеуказанных услуг нужно получить сейсмологическое заключение на ваш объект, как подтверждение того, что зона, где расположен ваш объект, не опасна и не несет риск по внезапному обрушению здания. Таким образом, проводится техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений. На выходе вами совместно с организацией, проводящей вышеуказанные услуги подготавливается Акт приемки объекта в эксплуатацию. Это и есть конечный документ, который предусматривает возможность не только приемки как безопасный во всех смыслах объект, но и объект, подлежащий узаконению за его собственником.
Процедура подачи документов на изменение целевого назначения земельного участка:
Физические и юридические лица подают полную информацию в заявлении:
- через филиал Государственной корпорации "Правительство для граждан";
- посредством веб-портала «электронного правительства».
В заявлении указываются следующие сведения:
кадастровый номер земельного участка;
запрашиваемое целевое назначение земельного участка;
площадь земельного участка;
номер и дата правоустанавливающего и идентификационного документов на земельный участок;
ИИН заявителя;
ФИО полностью;
Адрес земельного участка
К данному заявлению прикладывается акт оценки земельного участка, утвержденный уполномоченным органом.
При рассмотрении заявления на изменение целевого назначения земли акимат вправе запросить у собственника земли или землепользователя дополнительные документы, подтверждающие необходимость изменения целевого назначения.
Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется в следующем порядке:
принятие к рассмотрению заявления об изменении целевого назначения земельного участка;
определение возможности использования земельного участка по запрашиваемому целевому назначению;
согласование заявления об изменении целевого назначения земельного участка посредством государственных информационных систем либо на бумажных носителях при отсутствии у согласующих органов этих систем;
подготовка заключения комиссии, создаваемой местными исполнительными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Земельного Кодекса Республики Казахстан;
составление земельно-кадастрового плана земельного участка в случае изменения целевого назначения земельного участка, расположенного в черте населенного пункта, для целей строительства;
принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах компетенции об изменении целевого назначения земельного участка.
Заявлению присваивается регистрационный номер по дате его принятия и заявителю, выдается уведомление, подтверждающее подачу заявления, в котором указывается дата получения решения по вопросу изменения целевого назначения земельного участка либо в его отказе.
В случае необходимости выкупа земельного участка нужно подать акт кадастровой стоимости земельного участка.
При изменении целевого назначения земельного участка, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренную законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения
При изменении целевого назначения, за исключением земель, изъятых для государственных нужд, земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также сельскохозяйственного использования в пределах черты населенного пункта для использования его в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, собственник указанного земельного участка обязан выплатить в бюджет сумму, равную разнице между кадастровой (оценочной) стоимостью, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения, и ценой, по которой этот участок ранее был приобретен у государства.
Обратите внимание, что согласно п. 5. ст. 9 ЗК РК, что при изменении целевого назначения земельного участка, за исключением земельного участка, предоставленного с условием, установленным пунктом 6 статьи 44 настоящего Кодекса, для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом населенного пункта, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым настоящим Кодексом предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.
Местный исполнительный орган при изменении целевого назначения земельного участка в исключительном случае, предусмотренном в части первой настоящего пункта, согласовывает сумму кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, не подлежащую выплате в бюджет, с местным представительным органом по месту нахождения земельного участка.
При изменении целевого назначения, за исключением земель, принудительно отчужденных для государственных нужд, земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также сельскохозяйственного использования в пределах черты населенного пункта для использования его в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, собственник указанного земельного участка обязан выплатить в бюджет сумму, равную разнице между кадастровой (оценочной) стоимостью, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения, и ценой, по которой этот участок ранее был приобретен у государства.
Субъектам малого или среднего предпринимательства по их заявлениям предоставляется рассрочка выплаты суммы, равной кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения, в порядке, установленном статьей 49 настоящего Кодекса.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Если иностранные транспортные средства (собственник ЮЛ резидент РФ) ввозятся на срок менее года, то ставить их на учет не нужно. Если более года, то необходимо ставить и при этом надо будет предоставить:
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Понятия рекламные дорожные знаки не существует. В соответствии со статьей 3 Закона РК «О рекламе»:
реклама - распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации;
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно ст. 35 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», отсрочка от призыва на воинскую службу предоставляется гражданам по решению районной (города областного значения) призывной комиссии.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
На основании Закона РК от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» передача государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пункту 78 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее – Регламент),
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года № 26 «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов"» разработаны Правила в соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан,
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно ГОСТ 30389-2013 заведение (ресторан, кафе, бар и т.д.) не может брать дополнительную плату за обслуживание. Настоящий стандарт устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Категория субъекта предпринимательства определяется согласно статье 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК).
Согласно нормам статьи 24 ПК РК, обладание карьером строительного камня не является определяющим критерием отнесения субъекта предпринимательства к конкретной категории субъекта предпринимательства.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Подпунктом 12) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон) предусмотрено, что управление объектом кондоминиума – это комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных и комфортных условий проживания (пребывания) собственников квартир, нежилых помещений, надлежащее содержание общего имущества объекта кондоминиума, решение вопросов пользования общим имуществом объекта кондоминиума и предоставление коммунальных услуг.
-
Раздел: Купля-продажа и поставка Все ответы
Ответ:
Согласно п.14) и 8) Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» оптовая торговля - предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;