Единственный учредитель ТОО выдал беспроцентный займ этому же ТОО в котором он работает директором. Имеют ли право налоговые органы доначислить доход от бесплатного пользования данным займом?
Вопрос:
Единственный учредитель ТОО выдал беспроцентный займ этому же ТОО в котором он работает директором. Имеют ли право налоговые органы доначислить доход от бесплатного пользования данным займом?
Ответ:
На основании пункта 3.1.1 МСФО (IFRS) 9, предприятие признает финансовое обязательство (к которым относятся полученные займы) в своем отчете о финансовом положении только тогда, когда предприятие становится стороной договорных условий инструмента.
Первоначальная оценка займов осуществляется по справедливой стоимости плюс или минус, затраты по сделке, которые напрямую связаны с займом.
По займам, полученным на нерыночных условиях (по которым договорная процентная ставка существенно отличается от рыночной процентной ставки по займам с аналогичными условиями), в том числе и по беспроцентным займам справедливая стоимость является расчетной величиной будущих выплат по данному обязательству, дисконтированная по рыночной ставке, преобладающей на дату возникновения обязательства (пункт B5.1.1 МСФО (IFRS) 9).
Положительная разница между размером фактически подлежащего исполнению обязательства по займу и справедливой стоимостью данного обязательства, которая определяется путем дисконтирования денежных потоков, в момент первоначального признания учитывается в качестве дисконтного дохода.
Однако, так как в Вашем случае, займ получен от учредителя, то дисконт отражается в составе собственного капитала (по новому Типовому плану счетов, дисконт признается на счете 5420 - «Дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям»).
Подпункт 11 пункта 2 статьи 225 Налогового кодекса гласит, что доход, возникающий в связи с признанием обязательства в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в виде положительной разницы между размером фактически подлежащего исполнению обязательства и стоимостью данного обязательства, признанной в бухгалтерском учете в целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается.
На основании вышеприведенной нормы Налогового кодекса, доход, признаваемый в бухучете в отношении экономии на вознаграждении по беспроцентным займам в целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается.
На этом же основании не облагаются КПН дисконты по займам, по которым предусматривается выплата вознаграждения, но договорная ставка существенно ниже рыночной.
В Вашем же случае, учитывая, что займ получен от учредителя, дохода вообще не возникает (так как дисконт должен учитываться в составе собственного капитала).
Налоговые органы в отношении рассматриваемой ситуации, ссылаются на статью 238 Налогового кодекса, и трактуют беспроцентные займы (а значит, и займы, полученные на нерыночных условиях, по которым процентная договорная ставка существенно ниже рыночной ставки) как услугу, полученную на безвозмездной основе, по которой следует признать соответствующий доход.
Согласно пункту 3 статьи 238 Налогового кодекса, для целей определения размера дохода в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, но не ниже стоимости, указанной в акте приема-передачи (при его наличии) такого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, указанного в документах передающей стороны.
Однако, в бухучете по МСФО признается только дисконтный доход по займам, и, то, в Вашем случае, даже и этого дохода не будет (как указано выше, дисконт нужно признать в составе собственного капитала).
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что беспроцентные займы, и, займы на нерыночных условиях, не облагаются КПН.
Однако, есть риски того, что налоговые органы начислят доход по беспроцентным займам (и по займам, по которым процентная договорная ставка существенно ниже рыночной ставки), вероятно в сумме дисконта, признанного в бухучете по рыночной ставке аналогичных займов (другого дохода, кроме как дисконтного, в бухучете по таким займам в принципе не может быть). Но, такое начисление дохода на мой взгляд, является безосновательным на основании вышеприведенной аргументации.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно п.2 ст. 94 Налогового кодекса РК,, целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и/или представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса и/или уплаты налогов и платежей в бюджет.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа сведений, полученных из различных источников информации.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Любой работник вправе расторгнуть трудовой договор по своей инициативе соблюдая порядок, предусмотренный ст. 56 ТК РК. Работник желающий уволиться по собственному желанию должен письменно предупредить об этом работодателя не менее чем за 1 месяц, если более длительный срок не установлен трудовым договором.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
ТОО (субъект крупного предпринимательства, деятельность не является лицензируемой) предоставлять каким-либо госорганам РК отчет о своих аффилированных лицах не обязано.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно статьи 138 Налогового Кодекса РК (далее НК РК) предусмотрено, что
1. Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РК предусмотрено, что срок проведения налоговой проверки может быть продлен:
1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов,
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно статьи 138 Налогового Кодекса РК налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Пунктом 4) статьи 193 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено право государственных инспекторов труда выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Статьей 145 Налогового Кодекса РК предусмотрено:
3. Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе осуществляемые:
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Внеплановая проверка является одним из видов проверок, которая назначается по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта),