Есть земля в аренде на 49 лет не состоит на учете в налоговом комитете, но есть гос. акт на 49 лет. Если эту землю поставить на учет, можно ли передать землю в субаренду с последующим выкупом?

Есть земля в аренде на 49 лет не состоит на учете в налоговом комитете, но есть гос. акт на 49 лет. Если эту землю поставить на учет, можно ли передать землю в субаренду с последующим выкупом?

13.05.2022 10:36
3703
Раздел:  Аренда

Вопрос:

Есть земля в аренде на 49 лет не состоит на учете в налоговом комитете, но есть гос. акт на 49 лет. Если эту землю поставить на учет, можно ли передать землю в субаренду с последующим выкупом?

Ответ:

На имеющийся у Вас в аренде земельный участок, помимо гос. акта на право аренды на 49 лет, должен быть еще договор аренды земельного участка (акт государственного органа), заключенный (выданный) с уполномоченным государственным органом, в котором прописаны все условия, в том числе права и обязанности.

Если в договоре (акте государственного органа) прописан момент того, что Вы имеете право сдавать земельный участок в субаренду, либо на определенных условиях выкупить данный земельный участок, то Вы можете воспользоваться данным правом и реализовать его.  

Обращу Ваше внимание, что гос. акт не является правоустанавливающим документов, на сегодняшний день он является идентификационным документом, в котором не прописывается собственник или арендатор. Помимо этого, также имеет значение категория земельного участка, т.е. для каких целей он может быть использован и к какой категории земель он относится. 

Что касается того момента, что земельный участок не стоит на учете в налоговом органе, это не совсем верно, если только земельный участок, которым Вы пользуетесь, не относится к определенной категории земель, которые не подлежат налогообложению, собственником земельного участка является государство, возможно, земельный налог заложен в арендную стоимость выданного Вам земельного участка, либо, как вариант, должен будет оплачиваться по окончании срока аренды за весь период пользования земельным участком, что также, скорее всего прописано в договоре аренды (акте государственного органа), опять-таки, момент налогообложения и  отнесения земельного участка к объекту налогообложения, предусматривается Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». 

Помимо всего, земельный участок, в том случае, если он не состоит на налоговом учете, может поставить на учет в налоговом органе, только собственник при наличии подтверждающих документов и основания. 

Статья 497. (Общие положения) Налогового кодекса, предусматривает: 

1. В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к соответствующим категориям. 

2. Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается земельным законодательством Республики Казахстан. Земли населенных пунктов для целей налогообложения разделены на две группы: 

1) земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; 

2) земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем. 

3. Налогообложению не подлежат следующие категории земель: 

1) земли особо охраняемых природных территорий; 

2) земли лесного фонда; 

3) земли водного фонда; 

4) земли запаса. 

В случае передачи указанных земель (за исключением земель запаса) в постоянное землепользование или первичное безвозмездное временное землепользование они подлежат налогообложению в порядке, определенном статьей 508 настоящего Кодекса. 

4. Земельный налог исчисляется на основании: 

1) идентификационных документов: акта на право собственности, акта на право постоянного землепользования, акта на право безвозмездного временного землепользования; 

2) данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами. 

Статья 498. (Плательщики) Налогового кодекса, предусматривает: 

1. Плательщиками земельного налога являются лица, имеющие объекты обложения: 

1) на праве собственности; 

2) на праве постоянного землепользования; 

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования. 

2. Юридическое лицо своим решением вправе признать самостоятельным плательщиком земельного налога свое структурное подразделение. 

Если иное не установлено настоящей статьей, решение юридического лица о таком признании или прекращении такого признания вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения. 

В случае если самостоятельным плательщиком земельного налога признается вновь созданное структурное подразделение юридического лица, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения. 

3. Если иное не установлено настоящей статьей, не являются плательщиками земельного налога: 

1) налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 

2) государственные учреждения и государственные учебные заведения среднего образования; 

3) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний; 

4) - 6) исключены в соответствии с Законом РК от 10.12.20 г. № 382-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 

7) религиозные объединения. 

4. Налогоплательщики, указанные в подпунктах 3) и 7) пункта 3 настоящей статьи, являются плательщиками налога по земельным участкам, переданным в пользование, доверительное управление или по договору имущественного найма (аренда). 

5. Плательщик налога по земельным участкам, переданным государственными учреждениями в доверительное управление, определяется в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса. 

Статья 30. (Субъекты права землепользования) Земельного кодекса, предусматривает: 

Землепользователи подразделяются на: 

1) государственные и негосударственные; 

2) национальные и иностранные; 

3) физические и юридические лица; 

4) постоянные и временные; 

5) первичные и вторичные. 

Статья 31. (Возникновение права землепользования) Земельного кодекса, предусматривает: 

1. Право землепользования возникает путем: 

1) предоставления права землепользования; 

2) передачи права землепользования; 

3) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). 

2. Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка. 

3. Право землепользования возникает на основе: 

1) актов государственных органов; 

2) гражданско-правовых сделок; 

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 

Статья 64. (Права собственников земельных участков и землепользователей на использование земельных участков) Земельного кодекса Республики Казахстан, предусматривает: 

1. Собственники земельных участков и землепользователи, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, имеют право: 

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка; 

2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации; 

3) на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке или в недрах под принадлежащими им земельными участками общераспространенных полезных ископаемых, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли; 

4) на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд; 

5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка с учетом зонирования земель; 

6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 

7) передать право собственности, право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив, а также отчуждать право землепользования на землях сельскохозяйственного назначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены подпунктом 5-1) части шестой пункта 1 статьи 33 настоящего Кодекса; 

8) передать право застройки земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, инвестору согласно пункту 7 статьи 52 настоящего Кодекса на основании гражданско-правовых сделок, условия которых устанавливаются по соглашению сторон. 

2. Полномочия, предусмотренные подпунктами 2), 3), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, для временных землепользователей могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании). 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: