Физ.лицо-1 получило на свою карточку от физ.лица-2 перевод 1000000 тенге, материальная помощь. Должно ли в этом случае физ.лицо-1 платить подоходный налог по этой сумме?
Вопрос:
Физ.лицо-1 получило на свою карточку от физ.лица-2 перевод 1000000 тенге, материальная помощь. Должно ли в этом случае физ.лицо-1 платить подоходный налог по этой сумме?
Ответ:
Материальная помощь физическому лицу, признаваемая благотворительной в целях Налогового кодекса РК:
В соответствии с положениями пп. 34) п. 1 ст. 341 Налогового кодекса РК, из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключается (корректировка дохода) стоимость имущества, полученного в виде благотворительной и спонсорской помощи.
Т.е. доход физического лица в виде благотворительной помощи не облагается ИПН. Однако важно понимать, что в целях налогообложения подразумевается под благотворительной помощью.
В соответствии с положениями пп. 38) п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РК благотворительная помощь — имущество, предоставляемое на безвозмездной основе: в виде спонсорской помощи; в виде социальной поддержки физического лица; некоммерческой организации с целью поддержки ее уставной деятельности; организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, с целью осуществления данной организацией видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 290 Налогового кодекса РК; организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, которая соответствует условиям, указанным в п. 3 ст. 290 Налогового кодекса РК.
Таким образом, понятие «благотворительная помощь» в целях Налогового кодекса РК включает в себя в т.ч. понятие «социальная поддержка физического лица».
Далее рассмотрим раскрытие этого понятия в целях Налогового кодекса РК. Согласно положениям пп. 20) п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РК социальная поддержка физического лица — безвозмездная передача налоговым агентом за год имущества в пределах 647-кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку в соответствии с законодательством РК.
Исходя из положений п. 3 ст. 117 Гражданского кодекса РК, имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Т.е. под имуществом понимаются в т.ч. деньги, т.к. согласно положениям Гражданского кодекса РК деньги признаются движимым имуществом. При этом перечень категорий лиц, предусмотренных вышеуказанным пп. 20) п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РК, утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом — приказом Министра национальной экономики РК от 8 февраля 2018 года № 42 «Об утверждении Перечня категорий физических лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с законодательством РК».
Положениями приказа № 42 установлено, что к категориям физических лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с законодательством РК, по которым из доходов, подлежащих обложению ИПН, производится исключение доходов в виде безвозмездной передачи налоговым агентом имущества в соответствии с Налоговым кодексом РК, относятся физические лица, которые являются на дату такой выдачи:
1) получателем специального государственного пособия;
2) получателем государственных социальных пособий;
3) получателем специальных социальных услуг;
4) инвалидом, получающим пенсионные выплаты;
5) ребенком-сиротой и (или) ребенком, оставшимся без попечения родителей, не достигший восемнадцати лет;
6) малообеспеченным лицом РК в соответствии с пп. 5-2) ст. 1 Закона РК от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи»;
7) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения РК от 21 мая 2015 года № 367;
8) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1033;
9) лицом, имеющим заболевание, входящее в список тяжелых форм некоторых хронических заболеваний, утверждаемым в соответствии с пп. 4) ст. 68, пп. 6) ст. 69 и п. 4 ст. 75 Закона РК от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях».
Таким образом, если физическому лицу оказана благотворительная помощь в виде социальной поддержки, понятие которой раскрыто выше, и физическое лицо входит в перечень категорий лиц согласно приказу №42, то данная помощь признается доходом физического лица и в пределах 647 МРП не подлежит обложению ИПН у источника выплаты.
Отсюда, если материальная помощь относится к благотворительной помощи в целях Налогового кодекса РК, то данная сумма не облагается ИПН у источника выплаты.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;