Как осуществить возврат товара, руководствуясь нормами «Закона о защите прав потребителей» при этом не нарушая Налоговое законодательство? (Вебинар "Налоговый Кодекс 2018" 11.01.2018г.)

Как осуществить возврат товара, руководствуясь нормами «Закона о защите прав потребителей» при этом не нарушая Налоговое законодательство? (Вебинар "Налоговый Кодекс 2018" 11.01.2018г.)

29.01.2018 10:45
4277

Вопрос:

В соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации и тому подобное, либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя), покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
Обмен производится в соответствии со ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: 
1) лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
2) нательного белья;
3) чулочно – носочных изделий; 
4) животных и растений;
5) метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.
В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если покупатель докажет факт покупки у данного продавца.

Однако, в соответствии с положениями п. 2 ст. 650 Старого Налогового Кодекса Республики Казахстан, операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии оригинала контрольного чека и произведенной записи в книге учета наличных денег. 
С января 2015 года за нарушение требований данной статьи Налогового кодекса предусмотрена административная ответственность по ч. 15-16 ст. 284 Кодекса Республики Казахстан об Административных правонарушениях, согласно которым, 
«ч.15. Проведение в контрольно-кассовой машине операций аннулирования ошибочно введенной суммы или возврата наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги без наличия оригинала контрольного чека на реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги - влечет предупреждение.
ч.16. Деяние, предусмотренное частью пятнадцатой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.»
Выходит, что при отсутствии оригинала контрольного чека, отказ в возврате денег за товар, является нарушением Закона «О защите прав потребителей», а согласие такой возврат произвести, влечет административную ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
В новом налоговом кодексе аналогичного пункта пн.2 ст.650 нет, но в административном кодексе взыскания остались. 

Как поступить продавцу: осуществить возврат товара, руководствуясь нормами «Закона о защите прав потребителей» при этом нарушая Налоговое законодательство, тем самым совершая административное правонарушение, либо отказать покупателю, тем самым нарушив нормы «Закона о защите прав потребителей»?
А также просим дать ответ когда будут устранены несоответствия в нормах законодательства?

Ответ:

Статья 30 Закона о защите прав потребителей РК от 29.12.2014г гласит:

В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).

Т.е. покупатель должен написать заявление на возврат денежных средств с указанием причины отсутствия у него фискального чека. Покупатель должен предоставить показания свидетелей покупки данного товара  с их письменным пояснением.

При наличии данных пояснений с указанием данных удостоверения личности покупателя и свидетелей, продавец возвращает покупателю денежные средства за возвращенный товар.

Если данные документы налоговые инспекторы посчитают недостаточными, т.к. отсутствует фискальный чек, продавец вправе обратиться в судебные органы.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: