Как открыть ломбард или скупку ювелирных украшений и антиквариата?

Как открыть ломбард или скупку ювелирных украшений и антиквариата?

15.10.2018 09:02
3401

Вопрос:

Как открыть ломбард или скупку ювелирных украшений и антиквариата?

Ответ:

Ломбард и скупка ювелирных украшений и антиквариата открывается в форме Товарищества с ограниченной ответственностью. 

Процедура открытия ТОО:

Государственной регистрации подлежат все юридические лица, создаваемые на территории Республики Казахстан, независимо от целей их создания, рода и характера их деятельности, состава участников (членов).

В соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерство Юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, составленные на казахском и русском языках. Одновременно в регистрирующий орган представляются квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица.

При регистрации ломбарда обязали упоминать в названии слово «ломбард», однако законодательством не предусмотрено требование  указывать слово «ломбард» в названии регистрируемой компании-ломбарда.

Процедура регистрации в качестве ТОО возможна в онлайн режиме через  портал  «электронного правительства».

Для этого вам необходимо воспользоваться услугой «Государственная регистрация юридических лиц, учетная регистрация их филиалов и представительств», либо вы можете зарегистрировать через Центры обслуживания населения (НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»). 

Для регистрации ТОО необходимы следующие документы:

  • Договор аренды помещения;
  • Устав ТОО;
  • Приказ ТОО;
  • Решение ТОО;

Ломбард

Ломбард – это специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества граждан и хранение вещей.

В соответствии со статьей 328 Гражданского кодекса РК Принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного пользования, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности юридическими лицами, зарегистрированными в качестве ломбардов, исключительными видами деятельности которых являются.

  • предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества:
  • учет, хранение и продажа ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Ломбарды вправе осуществлять инвестиционную деятельность.

Договор о залоге вещей в ломбарде оформляется выдачей ломбардом залогового билета и может содержать требование о страховании залогового имущества. Страхование залогового имущества осуществляется за счет ломбарда.

Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами.

Ломбард несет ответственность за утрату и повреждение заложенных вещей, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы.

Ломбарды осуществляют свою деятельность только при наличии Правил проведения ломбардных операций, которые утверждаются высшим органом ломбарда и должны содержать следующую информацию:

  • предельные суммы и сроки предоставляемых кредитов:
  • предельные величины ставок вознаграждения по предоставляемым кредитам:
  • ставки и тарифы за проведение операций:
  • права и обязанности ломбарда и его клиентов, их ответственность:
  • порядок выдачи залогодателю дубликатов при утере залогового билета:
  • иные условия.

Правила проведения ломбардных операций подлежат размещению в месте, доступном для обозрения клиентами ломбарда.

Ломбарды о начале или прекращении своей деятельности обязаны уведомить уполномоченный орган по финансовому мониторингу в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Условия договора о залоге вещей в ломбарде, ограничивающие права залогодателя по сравнению с правами, предоставленными ему настоящим Кодексом, не действительны с момента заключения договора. Вместо таких условий применяются соответствующие положения настоящего Кодекса.

Ломбарды обязаны соблюдать требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Договор хранения вещи в ломбарде оформляется выдачей ломбардом именной сохранной квитанции.

Вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещь такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте ее принятия на хранение.

Ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь в полной сумме ее оценки, произведенной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно статье 166 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) чек контрольно-кассовых машины применяются в ломбарде и чек дополнительно должен содержать информацию о сумме продажи и сумме покупки и согласно статье 397 Налогового кодекса к финансовым операциям, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся услуги по предоставлению краткосрочных займов ломбардами под залог движимого имущества.

Вопрос страхования – неоднозначный, т.к. в законодательстве имеются две разные по обязательственной силе статьи. Но на практике статистика говорит о том, что каждый ломбард рано или поздно сталкивается с правоохранительными органами, в лучшем случае это будет «выемка» залогового имущества.

Сама процедура заключения договора страхования состоит из трех этапов.

1. Письмо в страховую компанию с просьбой о заключении договора.

2. Анкета-заявление на страхование имущества.

3. Договор страхования, который должен предусматривать случаи воздействия стихий (огонь, вода, землетрясение и т.п.) и случаи, которые описаны в Уголовном Кодексе РК (грабеж, кража, мошенничество и т.п.).

Согласно  пп.1 п.1 ст. ст. 328 ГК РК исключительной деятельностью ломбарда является предоставление краткосрочных займов. Поэтому отсутствие сроков погашения займа или их большой срок является нарушением закона.

Несмотря на то, что в законодательстве Республики Казахстан (РК) нет четкого определения краткосрочных займов, в статье 460 ГК РК есть определение долгосрочного договора – договор со сроком более одного года, и в соответствии со стандартами бухгалтерского учета к долгосрочным обязательствам относят обязательства, срок исполнения по которым превышает 12 месяцев. Следовательно, можно прийти к выводу, что краткосрочные займы ломбард может выдавать только на срок менее 12 месяцев. 

Ломбарды принимают в залог только ювелирные изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Это соответствует требованиям закона, так как для приема в залог аффинированных драгоценных металлов в слитках и монет из драгоценных металлов исходя из смысла пп. 1 п.11 ст. 30 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» требуется лицензия уполномоченного органа.

Принимается в залог ломбардом и движимое имущество, предназначенное для личного пользования. Отсюда следует, что  ломбард не может принимать движимое имущество, не предназначенное для личного пользования, или имущество, принадлежащее юридическим лицам.

Необходимо знать, что в соответствии с п.3 ст. 301 ГК РК залог отдельных видов имущества, в частности имущества граждан, на которое не допускается обращение взыскания, может быть законодательными актами запрещен или ограничен.

Следует, необходимо помнить, что ломбард  не может  выдавать краткосрочные займы под залог движимого имущества, предназначенного для личного пользования, поступающего в будущем, так как при заключении договора о залоге и хранения, ломбард обязан  выдать залоговый билет и именную сохранную квитанцию.

При этом также согласно ст. 784 ГК РК, предусмотрена  прямая  обязанность ломбарда страховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь в полной сумме ее оценки. То есть, вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещь такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте ее принятия на хранение. После, ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь в полной сумме ее оценки.

Законодательством предусмотрено определенный вид документов, подлежащих выдаче поклажедателю, это:

  • залоговый билет (п. 2 ст. 328 ГК РК);
  • именная сохранная квитанция (п. 1 ст. 784 ГК РК).

Также, согласно ст. 785 ГК РК при уклонении поклажедателя от обратного получения вещи ломбард обязан хранить ее в течение трех месяцев. По истечении этого срока невостребованная вещь может быть продана ломбардом в порядке, установленном пунктом 2 статьи 781 ГК РК, которая гласит, что: «При уклонении поклажедателя от получения своей вещи хранитель вправе требовать после предупреждения не менее чем за месяц реализации вещи в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором».

Условия договора о залоге вещей в ломбарде, ограничивающие права залогодателя по сравнению с правами, предоставленными ему настоящим Гражданским Кодексом, не действительны с момента заключения договора. Вместо таких условий применяются соответствующие положения настоящего Кодекса (п.6 ст. 328 ГК РК).

Следовательно, поклажедатели (залогодатели) вещей имеют право требовать свое залоговое имущество в течение трех месяцев и при нарушении этих правил, вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного материального ущерба.

Ломбарды обязаны соблюдать требования, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с нормами пункта 5 статьи 328 ГК РК ломбарды о начале или прекращении своей деятельности обязаны его уведомить в порядке, установленном Законом РК «О разрешениях и уведомлениях». Уведомления направляются заявителями в государственный орган, осуществляющий прием уведомлений посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений. 

Уже потом, предприниматель  вправе начать или обязан прекратить осуществление деятельности или определенных действий сразу после направления соответствующего уведомления, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в уведомлении и (или) прилагаемых к уведомлению документах, несет заявитель.

Согласно Правилам приема уведомлений уведомление может быть подано на бумажном носителе и электронно. Уведомление подается непосредственно должностному лицу принимающей организации (при подаче уведомления на бумажном носителе) или направляется в государственный орган, осуществляющий прием уведомлений посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений (при направлении уведомления в электронной форме).

Согласно статье 47 Закона о разрешениях по обращениям заявителей государственные органы, осуществляющие прием уведомления, в течение 3х рабочих дней со дня обращения выдают заявителям выписки из государственного электронного реестра разрешений и уведомлений о направленных заявителями уведомлениях. Уведомить уполномоченный орган можно электронно, зарегистрировавшись на сайте www.kfm.gov.kz, используя Электронную цифровую подпись.

Ломбард является субъектом финансового мониторинга и обязан в случаях:

  • осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, на сумму, которая равна или превышает сумму, равную или превышающую 3 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 тенге или превышающей ее, в том числе подозрительных операций;
  • наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте;
  • осуществлять надлежащую проверку своих клиентов.

Так,  согласно статье 5 Закона о противодействии легализации доходов –  ломбарды, как субъекты финансового мониторинга, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников включает осуществление следующих мер:

  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица: данные документа, удостоверяющего его личность, ИИН, а также юридический адрес;
  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица (филиала, представительства): данные справки о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), БИН либо номер, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, а также адрес места нахождения;
  • выявление бенефициарного собственника и фиксирование сведений, необходимых для его идентификации и установление структуры его собственности и управления.

Согласно статье 13 Закона о противодействии легализации доходов ломбарды как субъекты финансового мониторинга обязаны отказать физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, а также отказать в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, если невозможно установить информацию о клиентах, указанную выше.

Согласно статье 10 Закона о противодействии легализации отходов ломбарды должны документально фиксировать сведения и информацию о ломбардных операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и предоставляться в уполномоченный орган на казахском или русском зыках электронным способом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, посредством выделенных каналов связи.

Скупка ювелирных украшений и антиквариата.

Как было сказано выше, открывается в форме ТОО. Ограничений или особенностей при введение ТОО по скупке украшений и антиквариата нет, кроме статье 3 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к субъектам финансового мониторинга относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них.

Таким образом применяются те же правила, что и для ломбарда, в части субъекта финансового мониторинга, а именно:

  • осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, на сумму, которая равна или превышает сумму, равную или превышающую 3 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 тенге или превышающей ее, в том числе подозрительных операций;
  • наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте;
  • осуществлять надлежащую проверку своих клиентов.

Согласно статье 5 Закона о противодействии легализации доходов субъекты финансового мониторинга, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников включает осуществление следующих мер:

  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица: данные документа, удостоверяющего его личность, ИИН, а также юридический адрес;
  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица (филиала, представительства): данные справки о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), БИН либо номер, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, а также адрес места нахождения;
  • выявление бенефициарного собственника и фиксирование сведений, необходимых для его идентификации и установление структуры его собственности и управления.

Согласно статье 13 Закона о противодействии легализации доходов субъекты финансового мониторинга обязаны отказать физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, а также отказать в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, если невозможно установить информацию о клиентах, указанную выше.

Согласно статье 10 Закона о противодействии легализации отходов субъекты финансового мониторинга должны документально фиксировать сведения и информацию о ломбардных операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и предоставляться в уполномоченный орган на казахском или русском зыках электронным способом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, посредством выделенных каналов связи.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: