Как подать иск о возмещении ущерба?

Как подать иск о возмещении ущерба?

23.09.2018 10:33
6355

Вопрос:

Как подать иск о возмещении ущерба?

Ответ:

В соответствии   с Законом РК от 1 июля 2003 года N 446 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», далее — Закон,

если бы у виновника ДТП имелась в наличии страховка (полис) — договор обязательного страхования ГПО ВТС, то компания имела бы право по Закону прибегнуть к внесудебному прямому урегулированию данного вопроса путём  обращения потерпевшим с соответствующим заявлением (с приложением) к своей страховой компании.

Однако, из дополнительного пояснения представителя компании, участвовавшего в административном суде виновника ДТП, установлен факт отсутствия страховки у виновника ДТП.

В связи с чем, порядок возмещения вреда — добровольный при наличии  договоренности участников ДТП между собой, либо, при отсутствии договоренности, устраивающей обеих сторон - спорный, то есть, через местный гражданский суд.

Исходя из того же дополнительного пояснения, также установлены следующие факты:

  • Приобретение автомобиля конечным потребителем (физическим лицом, перепродавшим авто последующему автовладельцу) не у местного Тойота-центра,  а через порт Актау у неизвестного лица;
  • Отсутствие гарантии на авто у компании, как последующего автовладельца (которая могла бы перейти от конечного потребителя-физического лица, перепродавшего автомобиль данной компании, в зависимости, от условий договора купли-продажи между ним и местным Тойота-центром, если бы Тойота Костра была бы им приобретена у Тойота-центра, а не через порт Актау, так как положения параграфа 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», не содержащих прямых норм, регулирующих переход текущей гарантии по товару на последующих владельцев).

Принимая это во внимание и то, что данная компания намерена произвести восстановительный ремонт авто марки Тойота Костра в местном Тойта-центре,  а виновник не согласен с ремонтом именно в местном Тойта-центре, из-за стоимости, которой ему затем придётся оплатить, возможен следующий вариант разрешения ситуации.

Учитывая марку автомобиля, исключительные полномочия авторизованных и сертифицированных автомобильных дилерских центров по оказанию соответствующего сертифицированного (квалифицированного) ремонта соответствующих марок автомобилей, компания вправе обратиться в местный Тойота–центр за оказанием услуг (выполнением работ) по восстановлению авто.

Однако, учитывая действительную дороговизну и неоправданность ремонтных работ в подобных центрах, сначала, во избежание судебных тяжб, рекомендуется:

  • Пройти в местном Тайота-центре преддиагностику (профессиональный визиуальный осмотр автоспециалистами центра) автомобиля, с целью составления калькуляции будущего ремонта для оценки её обоснованности компанией (желательно, с учётом мнения виновного);
  • Заранее уточнить вопрос о том, будут ли предоставлены  компании заверенные печатью Тайота-центра копии документов об авторизации и сертификации, для последующего представления в суд, для дополнительного обоснования права на обращение к любому третьему лицу за восстановительным ремонтом в интересах компании (а именно, в интересах получения наиболее качественного ремонта – ещё одно потенциальное обоснование в суде).

Если указанные документы будут предоставлены, а калькуляция имеет под собой действительно обоснованный расчет, то мнение виновного остается без внимания, а компания может обратиться за услугой по восстановительному ремонту в местный Тайота-центр.

По прохождению ремонта, компании Тайота-центр должен предоставить следующие документы для оплаты, которые послужат основанием в суде для взыскания компенсации стоимости произведённого ремонта:

  • копии указанных выше документов;
  • договор между компанией и местным Тайота-центром на ремонт; 
  • акты выполненных работ (оказанных услуг), принятые (подписанные) компанией;
  • счет на оплату;
  • счет-фактура;
  • фискальный контрольно-кассовый чек или принятое к исполнению платежное поручение банку (в которм обслуживается компания) на оплату выполненных местным Тайота-центром работ.

На основании перечисленных документов, компания вправе будет подать в гражданский суд исковое заявление о компенсации расходов, произведенных потерпевшим, в связи с оплатой стоимости восстановительного ремонта автомобиля и возмещении стоимости утраты товарного вида авто к виновнику ДТП (ответчику).

Касательно потери товарного вида транспортного средства.

Данный вид ущерба выражается в преждевременном ухудшении товарного вида транспортного средства (вследствие ДТП и прочего причинения вреда авто), снижении его стоимости в результате его аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий.

Утрата товарной стоимости заключается в снижении прочности и долговечности деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, использовании при ремонте бывших в употреблении запасных частей с других автомобилей.

Потеря товарного вида транспортного средства означает, что стоимость этого автомобиля на рынке уменьшилась, чем была до ДТП и в случае продажи (независимо от намерения продавать авто или нет, потерпевший в любом случае имеет право это сделать рано или поздно) он выручит от сделки меньше, чем мог бы, если 2-ой участник ДТП не повредил имущество в результате ДТП.

Согласно существующей в РК Методике, потеря товарного вида учитывается для машин менее 5 лет эксплуатации.

Потому, необходимо будет обратить внимание на год выпуска авто, указанный в свидетельстве о регистрации ТС.

Также, согласно п.5.3 Методики, стоимость потери товарного вида не определяется в случаях, если:

  • На день осмотра величина расчетного амортизационного износа автомобиля составляет более 40%,
  • Транспортное средство ранее перекрашивалось (для автомобиля, автобуса, прицепа-дачи – полная окраска снаружи и внутри салона),
  • Поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозийные разрушения.

Так как работа по учету амортизационного износа имущества ведется, как правило, бухгалтерией предприятия, для получения информации об этом к работе нужно привлечь бухгалтерию предприятия.

Потеря товарного вида также подлежит оценке независимым оценщиком и не оплачивается страховой компанией.

Таким образом, после выявления (получения) указанной выше информации по году выпуска и амортизации авто, будет установлена актуальность обращения к оценщику для получения акта (отчета) оценки о степени утраты товарного вида (уменьшения рыночной стоимости автомобиля).

Если, исходя из названной выше информации, обращение к оценщику будет актуальным, то стоимость оценки, также является судебными расходами, документы на возмещение которой, есть смысл приложить к ходатайству, изложенном, после текста искового заявления о возложении судебных расходов на ответчика.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: