Как провести процедуру банкротства компании?

Как провести процедуру банкротства компании?

04.02.2019 20:24
662

Вопрос:

Как провести процедуру банкротства компании?

Ответ:

Процедуры банкротства осуществляются в соответствии с Законом «О реабилитации и банкротстве».

Согласно статье 4 данного НПА - Банкротство может устанавливаться добровольно на основании заявления должника в суд.

Банкротство может устанавливаться принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном порядке по правилам, установленным настоящим Законом.

Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность.

При установлении факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся на исполнении.

Отсюда следует, что если ТОО самостоятельно решило произвести процедуры банкротства на добровольных началах, то ТОО необходимо подать заявление в районный суд о признании организации банкротом.

Должник вправе обратиться в суд о применении реабилитационной процедуры или признании его банкротом на основании решения:

  • органа юридического лица, уполномоченного его учредительными документами;
  • собственника имущества должника или уполномоченного им органа.

Заявление должника подается в суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем должника - юридического лица либо лицом, его заменяющим, в соответствии с учредительными документами.

Заявление должника должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов;
  • сведения об имеющемся у него имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, перечень дебиторов с указанием их места нахождения и суммы их задолженности;
  • сведения об обязательствах, срок исполнения которых не наступил;
  • информацию об отношении деятельности к сфере естественной монополии или о том, что данный должник является субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке;
  • перечень прилагаемых документов.

В заявлении должника могут указываться и иные сведения, если они необходимы для рассмотрения дела о банкротстве или реабилитации, а также имеющиеся у заявителя ходатайства.

Одновременно с подачей заявления в суд должник обязан направить уполномоченному органу копии заявления и прилагаемых к нему документов.

К заявлению должника о признании его банкротом прилагаются документы, подтверждающие:

  • уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;
  • наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов;
  • иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

К заявлению должника о признании его банкротом также прилагаются:

  • решение собственника его имущества, уполномоченного им органа или учредителей (участников), органов юридического лица, являющееся основанием обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом;
  • финансовая отчетность за три последних года и на момент подачи заявления, налоговая отчетность по всем обязательствам должника за указанный период, перечень всех кредиторов и дебиторов (индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер, Ф. И. О. (при его наличии) и (или) полное наименование, юридический адрес) с указанием сумм и даты образования соответствующей задолженности (в случае наличия дочерних организаций также прилагается консолидированная финансовая отчетность);
  • протокол собрания (конференции) кредиторов по оплате труда, на котором тайным голосованием избран их представитель для участия в деле о банкротстве;
  • копии учредительных документов;
  • заключение уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, представляемое им в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента получения письменного уведомления должника об обращении в суд, о признании его банкротом, в случае, если должник является субъектом естественной монополии;
  • заключение антимонопольного органа, представляемое им в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного уведомления должника об обращении в суд, о признании его банкротом, в случае, если должник является субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
  • сведения о принятых к производству судами исков к должнику, а также о требованиях, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию.

Решение суда о признании должника банкротом является основанием для возбуждения банкротного производства и проведения ряда мероприятий по погашению задолженности должника перед кредиторами.

Общая процедура банкротного производства характерна, как для принудительного, так и для добровольного банкротства, инициированного на основании собственного заявления должника.

Возбуждение банкротного производства. Последствия. Сроки.

В подпункте 6 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве" дано определение банкротства, под которым понимается признанная судом несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации.

Согласно Закону "О реабилитации и банкротстве", процедура банкротства осуществляется банкротным управляющим.

В соответствии со статьей 87 Закона "О реабилитации и банкротстве", со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом и возбуждении процедуры банкротства:

  • собственнику имущества должника (уполномоченному органу), учредителям (участникам), всем органам юридического лица запрещается использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций и погашение обязательств;
  • сроки всех долговых обязательств банкрота считаются истекшими;
  • прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности банкрота;
  • прекращаются споры имущественного характера с участием банкрота, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;
  • требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках процедуры банкротства, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьих лиц, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;
  • на основании заявления администратора и представленной копии решения суда о признании должника банкротом снимаются все ограничения и обременения на имущество банкрота (инкассовые распоряжения финансовых и государственных органов на счета должника, аресты на имущество, наложенные судебными исполнителями, и другие) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших;
  • наложение новых арестов на имущество банкрота и иных ограничений в распоряжении имуществом банкротом допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к банкроту.

Указанные последствия носят обязательный характер для всех субъектов правоотношений, возникших вследствие признания должника банкротом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Закона "О реабилитации и банкротстве", срок проведения процедуры банкротства определяется решением суда и не может превышать 9 месяцев.

Этот срок может быть продлен по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов не более чем на 3 месяца.

Согласно пункту 2 статьи 84 Закона "О реабилитации и банкротстве", основаниями для продления срока проведения процедуры банкротства являются:

  • Наличие в производстве суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника и его кредиторов.
  • Наличие нереализованного имущества.
  1. Обращение банкротного управляющего в органы уголовного преследования по признакам преднамеренного или ложного банкротства, иных правонарушений или преступлений против интересов должника и его кредиторов.
  2. Необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, указанных в определении суда об отказе в утверждении заключительного отчета.
  3. Необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, выявленных уполномоченным органом.

Назначение временного управляющего. Полномочия временного управляющего.

Согласно действующей редакции Закона "О реабилитации и банкротстве", временный управляющий – лицо, назначенное судом для осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника, а также для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего (подпункт 31 статьи 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона "О реабилитации и банкротстве", суд, в течение 2 рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела о банкротстве, выносит определение о назначении временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа на дату вынесения определения.

Выбор кандидатуры временного управляющего осуществляется судом с учетом имеющегося опыта работы управляющего по основному профилю деятельности должника.

Пунктом 2 статьи 88 Закона "О реабилитации и банкротстве", предусмотрены основные обязанности временного управляющего, согласно которым временный управляющий с момента его назначения обязан:

  • осуществить сбор сведений о финансовом состоянии должника на основании документов бухгалтерского учета и финансовой отчетности с целью подтверждения наличия либо отсутствия признаков его неплатежеспособности до вынесения решения суда;
  • представить в суд заключение о финансовом положении должника;
  • в течение 2 рабочих дней со дня вынесения судом определения о его назначении направить в уполномоченный орган объявление о возбуждении дела о банкротстве и порядке заявления требований кредиторами на казахском и русском языках для размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа;
  • обеспечить контроль за активами должника в целях недопущения их вывода собственником имущества должника, учредителями (участниками) в период судебного разбирательства;
  • в течение 5 рабочих дней рассмотреть заявление должника о согласовании сделки вне рамок обычных коммерческих операций;
  • осуществлять иные обязанности, предусмотренные указанным Законом.

Таким образом, временный управляющий в период рассмотрения дела о банкротстве, осуществляет организационно-правовые мероприятия, способствующие своевременному и правильному разрешению дела о банкротстве.

После вынесения судом решения о признании должника банкротом на временного управляющего, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Закона "О реабилитации и банкротстве", возлагаются дополнительные обязанности, а именно:

  • в течение 2 рабочих дней с момента признания должника банкротом направить в уполномоченный орган на казахском и русском языках публикацию о признании должника банкротом для размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа;
  • в течение 7 рабочих дней с момента признания должника банкротом запросить у уполномоченного органа информацию о наличии и номерах банковских счетов лица, по которому имеется вступившее в законную силу решение суда о признании банкротом, об остатках и о движении денег на этих счетах;
  • уведомить работников банкрота о предстоящем прекращении трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
  • сформировать реестр требований кредиторов;
  • провести инвентаризацию имущественной массы банкрота и представить отчет по инвентаризации первому собранию кредиторов.
  • по согласованию с уполномоченным органом осуществлять продажу имущества банкрота в случаях, если до назначения банкротного управляющего стоимость такого имущества значительно снизится (скоропортящиеся товары, скот и прочие товары, требующие срочной реализации);
  • на основании письменного запроса кредитора и собственника имущества должника сообщать о ходе осуществления процедуры банкротства не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса.
  • уведомлять кредиторов о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов;
  • в случае вынесения судом акта, затрагивающего интересы должника и его кредиторов, представить кредитору либо должнику, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве, его копию в течение 3 рабочих дней с момента получения для рассмотрения вопроса об обжаловании данного судебного акта;
  • организовать и провести первое собрание кредиторов;
  • передать банкротному управляющему (уполномоченному органу) в течение 3 рабочих дней с даты его назначения (вынесения решения судом о признании должника банкротом) учредительные документы, учетную документацию, правоустанавливающие документы на имущество банкрота, печати, штампы, материальные и иные ценности, принадлежащие банкроту;
  • в случае вынесения судом определения о приостановлении или прекращении производства по делу, решения об отказе в признании должника банкротом либо отмены решения суда о признании должника банкротом передать должнику в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего судебного акта суда учредительные документы, учетную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности;
  • осуществлять иные обязанности.

Назначение банкротного управляющего

Согласно пункту 6 раздела 3 Приказа заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан "Об утверждении Правил учета временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющих, а также Правил повышения квалификации временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющих", на первом собрании кредиторов в процедуре банкротства кредиторами, из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, выбирается кандидатура банкротного управляющего.

Далее собрание кредиторов представляет выбранную кандидатуру банкротного управляющего в территориальное подразделение департамента государственных доходов, поскольку согласно Приказу Председателя комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан "Об утверждении положений территориальных органов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан", назначение банкротного управляющего является одной из функций департамента.

Назначение банкротного управляющего производится приказом территориального подразделения уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня представления кандидатуры собранием кредиторов, который в этот же день размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Закона "О реабилитации и банкротстве", банкротный управляющий, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента его назначения принять от временного управляющего учредительные документы, учетную документацию, правоустанавливающие документы на имущество банкрота, печати, штампы, материальные и иные ценности, принадлежащие банкроту.

Помимо этого на банкротного управляющего возлагаются следующие основные обязанности:

  • обеспечивать охрану и контроль за имуществом банкрота;
  • в срок не позднее 7 рабочих дней с момента установления лиц, имеющих задолженность перед банкротом, предъявить требования о взыскании этой задолженности в судебном порядке, за исключением случаев, когда комитет кредиторов принял решение о продаже дебиторской задолженности;
  • выявлять сделки, совершенные должником с нарушением требований настоящего Закона до признания его банкротом, и предъявлять требования о признании их недействительными либо о возврате имущества в судебном порядке, в том числе по ходатайству кредитора, выявившего такую сделку;
  • разработать план продажи имущества (активов) банкрота и осуществлять его реализацию;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять расчеты с кредиторами в течение 7 рабочих дней после принятия комитетом кредиторов решения о переходе к расчетам;
  • в случае вынесения судебного акта судом, затрагивающего интересы банкрота и его кредиторов, в течение 5 рабочих дней с момента его получения представить комитету кредиторов его копию для рассмотрения вопроса об обжаловании данного судебного акта, если иное не установлено договором о проведении процедуры банкротства с банкротным управляющим;
  • иные полномочия, предусмотренные Законом "О реабилитации и банкротстве".

Таким образом, банкротный управляющий наделен законом всеми необходимыми обязанностями и вытекающими из них полномочиями, необходимыми для разрешения вопроса о погашении задолженности перед кредиторами.

Комитет кредиторов

В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедуре банкротного производства, в порядке статьи 27 Закона "О реабилитации и банкротстве" создается комитет кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона "О реабилитации и банкротстве", состав комитета кредиторов формируется и утверждается собранием кредиторов. В состав комитета кредиторов входят представители от каждой группы однородных кредиторов.

Заседания собрания кредиторов

Согласно статье 93 Закона "О реабилитации и банкротстве", в срок не позднее 5 календарных дней, со дня признания должника банкротом, проводится первое собрания кредиторов, на котором разрешаются следующие вопросы:

  • проведение оценки залогового имущества (при его наличии);
  • выбирается кандидатура банкротного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе;
  • принимается решение о создании комитета кредиторов;
  • определяется численность и утверждаются состав комитета кредиторов, председатель комитета кредиторов;
  • утверждается регламент работы комитета кредиторов.

Все последующие заседания проводятся в порядке и сроки, определяемые комитетом кредиторов.

Утверждение реестра требований кредиторов

Согласно подпункту 20 статья 1 Закона "О реабилитации и банкротстве", реестр требований кредиторов это перечень требований кредиторов к должнику с указанием их размера, основания и даты возникновения.

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования реестра требований кредиторов реестр требований кредиторов утверждается в целях удовлетворения требований кредиторов и обеспечения их интересов.

Утверждение заключительного отчета

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Закона "О реабилитации и банкротстве" после удовлетворения требований кредиторов банкротный управляющий представляет в суд согласованный с собранием кредиторов заключительный отчет о своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и отчета об использовании имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

При этом, согласно пункту 2 статьи 109 Закона "О реабилитации и банкротстве", банкрот не получает освобождение от долгов, если он скрыл или передал с целью сокрытия другому лицу часть своего имущества в течение 3 лет до возбуждения дела о банкротстве, утаил или сфальсифицировал необходимую отчетную информацию, включая бухгалтерские книги, счета, документы.

В срок не позднее 15 дней со дня их предоставления, суд выносит определение об утверждении заключительного отчета банкротного управляющего и ликвидационного баланса.

Завершение ликвидации банкрота

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Закона "О реабилитации и банкротстве", ликвидация банкрота считается завершенной, а банкрот  - прекратившим существование, после внесения об этом записи в государственные регистры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказы об исключении банкрота из регистра юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (департаменты юстиции), направляются в суд и уполномоченный орган, а также в орган государственных доходов по месту нахождения банкрота.

Указанный банкротного производства распространяется, как на случаи принудительной ликвидации должника, так и на случаи добровольного банкротства.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: