Могут ли студенты старших факультетов высших учебных заведений работать педагогами в средней школе?
Вопрос:
Могут ли студенты старших факультетов высших учебных заведений работать педагогами в средней школе?
Ответ:
Если речь идет об общеобразовательном учреждении, то договор гражданско-правового характера не может рассматриваться, следовательно, отношения должны строиться на основе трудового договора с работниками. Если только речь не идет о производственной практике студентов.
Рассмотрим вопрос в свете Закона РК Об образовании:
В п.2 ст.47 Закона РК Об образовании сказано, что лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.
К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты.
В п.10 ст.47 Закона РК Об образовании указано, что отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.
А в пп.2) п.4 ст.47 Закона РК Об образовании указано, что обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на: совмещение обучения с работой в свободное от учебы время.
Таким образом, совмещение обучения с работой возможно только при условии, если работа будет происходить в свободное от учебы время.
Далее, обратимся к Типовые Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, которые утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан 13 июля 2009 года № 338.
Квалификационные требования к учителям всех специальностей организации образования определены следующим образом:
Требования к квалификации:
- специалист высшего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительного искусства, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителей курсов вариативной части рабочего учебного плана высшее педагогическое образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы.
- специалист среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительное искусство, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, самопознания, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использовать формы и методы активного обучения, уметь организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование по соответствующему профилю и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или наличие академической степени магистра без стажа работы;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь руководить творческими семинарами, работой творческих групп, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по реализации актуальных направлений в области образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации второй категории:
должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации первой категории:
должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, проводить диагностическую работу с обучающимися, руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета, новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
В п.1 ст.51 Закона РК Об образовании указано, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.
Исходя из вышеизложенного, лица вправе осуществлять педагогическую деятельность, только при соответствии квалификационным требованиям и наличии диплома об образовании по соответствующим профилям.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Вы вправе заключить договор на неопределенный срок, который не требует постоянного продления с возможностью досрочного расторжения договора, при это стороны должны уведомить за определенное количество дней согласно договору.
Ваш вопрос регулируется Гражданским Кодексом Республики Казахстан (далее – ГК РК).
Согласно статьи 386 ГК РК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует указание на срок его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
-
Раздел: Трудовые отношения Увольнение
Ответ: Необходимо дождаться выхода работника с затребованием листа о временной нетрудоспособности.
Данный вопрос регулируется Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК РК).
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
В соответствии с пп. 4-5 п.1 ст. 28 Трудового кодекса, срок трудового договора и дата начала работы являются разными реквизитами этого документа. Также, в статье 30 ТК РК применяется только понятие срока трудового договора.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Уважаемый пользователь!
Исходя из изложенной Вами информации, для ответа на ваш вопрос необходимо руководствоваться положениями Трудового Кодекса РК (далее по тексту – Кодекс) а именно:
Условия и порядок вахтового метода работы прописаны в статье 135 Трудового кодекса.
Вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства.
Что же такое вахта?
Вахта – это период, который включает в себя рабочее время всех смен и время междусменного отдыха.
При этом вахта должна длиться не более 15 календарных дней, однако допускается увеличение срока вахты до 30 календарных дней с письменного согласия работника.
При вахтовом методе работы необходимо составлять график вахт, в котором отражаются рабочие дни и дни отдыха.
Работодатель обязан вести учёт рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом.
Бывают ситуации, как вы описали, когда требуется выход сотрудника на работу в период межвахтового отдыха. Давайте рассмотрим такую ситуацию на вашем примере:
В компании вахта длится 30 календарных дней, из которых: 15 рабочих дней и 15 дней межвахтового отдыха. После очередного рабочего периода (15 дней) у сотрудника начался межвахтовый отдых – 15 календарных дней.
Сотрудник отдохнул 1 день и по производственной необходимости его вызывают на следующую вахту 15 календарных дней. Так как вы его отзываете в дни которые приходятся на межвахтовый отдых , то согласно ст.85 ТК РК, работа за эти дни будет оплачена в 1,5( ст. 109 ТК РК ) размере, оставшиеся дни выпадают на следующую вахту, поэтому оплачиваются как обычно в одинарном размере.
Для восстановления обычного графика сменности, то есть 15/15 необходимо утвердить новый график в соответствии с п.3 ст. 73 ТК РК и ознакомить с новым графиком работников, в течение 10 календарных дней до введения его в действие.
В случае если сотрудник хочет отгулять положенные дни, а не получить оплату в 1,5 размере, то вахта в 15 дней будет оплачена в одинарном размере, а после предоставлен межвахтовый отдых в размере 15 календарных дней:
Относительно работа конвейерщиком и замена на выполнение работ упаковщиком, это совмещение п.3 ст.111 РК цитирую : « исполнения (замещения) обязанностей временно отсутствующего работника - выполнения работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности.»
При совместительстве учитывается отработанное время, и оплата производится за фактически отработанные часы!
п.1ст. 111. РК , Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой или такой же должности либо обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата
При совмещении работнику производится доплата (сверх должностного оклада по основной должности)!
При работе на условии совмещения должностей заключение отдельного трудового договора не требуется!
Поэтому, если Ваш Иванов согласен, то теоретически это возможно, если работник согласен.
Но на практике я не рекомендую этого делать. Т.к. с финансовой точки зрения – оплата в полуторном размере будет дополнительной финансовой нагрузкой для компании. Но гораздо больший риск в том, что работник совсем остается без отдыха. Так как он уже отработал 15 дней, если сейчас он останется на следующую вахту – это еще 15 дней и затем его следующая рабочая вахта. Итого 3 вахты по 15 дней без отдыха. Работник остается без полноценного отдыха, что вполне допускаю может сказаться на его здоровье, работоспособности и может привести к производственной травме, аварии или несчастному случаю. Вся ситуация может закончиться судебным разбирательством, которое может повлечь расходы по возмещению нанесенного вреда здоровью работника.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Нет, в данной статье не было внесено никаких изменений. Но стоит учитывать, что статья 49 лишь перечисляет основания для расторжения договора.
Более подробно порядок расторжения описан в ст. 50 Трудового договора. Также необходимо упомянуть, что Законом РК от 04.05.2020 № 321-VI из ст. 50 был исключен пункт 3, ранее позволявший прекратить отношения с сотрудником при выплате оговоренной в договоре компенсации, без соблюдения требований пункта 2.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 133 Трудового Кодекса РК (далее – Кодекс), которая обязывает Работодателя за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности. -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Данный вопрос регулируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется согласно нормам Закона Республики Казахстан «О миграции». -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Правовые отношения по данному вопросу регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в частности статьями 342, 346, Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (далее – Закон).
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»