Могут ли студенты старших факультетов высших учебных заведений работать педагогами в средней школе?

Могут ли студенты старших факультетов высших учебных заведений работать педагогами в средней школе?

07.11.2018 07:41
2655

Вопрос:

Могут ли студенты старших факультетов высших учебных заведений работать педагогами в средней школе?

Ответ:

Если речь идет об общеобразовательном учреждении, то договор гражданско-правового характера не может рассматриваться, следовательно, отношения должны строиться на основе трудового договора с работниками. Если только речь не идет о производственной практике студентов.

Рассмотрим вопрос в свете Закона РК Об образовании:

В п.2 ст.47 Закона РК Об образовании сказано, что лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты.

В п.10 ст.47 Закона РК Об образовании указано, что отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.

А в пп.2) п.4 ст.47 Закона РК Об образовании указано, что обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на: совмещение обучения с работой в свободное от учебы время.

Таким образом, совмещение обучения с работой возможно только при условии, если работа будет происходить в свободное от учебы время.

Далее, обратимся к Типовые Квалификационные характеристики должностей  педагогических работников и приравненных к ним лиц, которые утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан 13 июля 2009 года № 338.

Квалификационные требования к учителям всех специальностей организации образования определены следующим образом:

Требования к квалификации:

  • специалист высшего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительного искусства, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителей курсов вариативной части рабочего учебного плана высшее педагогическое образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы.
  • специалист среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительное искусство, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, самопознания, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:

специалист высшего уровня квалификации второй категории:

должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использовать формы и методы активного обучения, уметь организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование по соответствующему профилю и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или наличие академической степени магистра без стажа работы;

специалист высшего уровня квалификации первой категории:

должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь руководить творческими семинарами, работой творческих групп, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;

специалист высшего уровня квалификации высшей категории:

должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по реализации актуальных направлений в области образования.

Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;

специалист среднего уровня квалификации второй категории:

должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;

специалист среднего уровня квалификации первой категории:

должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, проводить диагностическую работу с обучающимися, руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.

специалист среднего уровня квалификации высшей категории:

должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета, новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.

Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.

В п.1 ст.51 Закона РК Об образовании указано, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.

Исходя из вышеизложенного, лица  вправе осуществлять педагогическую деятельность, только при соответствии квалификационным требованиям и наличии диплома об образовании по соответствующим профилям.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: