Нужно ли согласие антимонопольного комитета, по вопросу связанного с экономической концентрацией?

Нужно ли согласие антимонопольного комитета, по вопросу связанному с экономической концентрацией?

15.12.2017 12:58
5596

Вопрос:

Нужно ли согласие антимонопольного комитета, по вопросу связанному с экономической концентрацией?

Ответ:

В п. 3 комментируемой статьи перечислены пороговые значения, при достижении которых осуществление сделок, признаваемых экономической концентрацией, подлежат предварительному согласованию или уведомлению. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, предварительное согласование или уведомление требуется при наличии одного из следующих условий («Пороговые значения»). 

  • если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления);
  • если совокупный объем реализации товаров реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления); или
  • одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с критерием (а) при подсчете совокупной балансовой стоимости активов (т.е. ресурсов, контролируемых субъектом рынка в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод)93, необходимо брать сумму, по которой актив (или обязательство) признается в балансе.

Также необходимо отметить, что законодательство не устанавливает отдельные пороговые значения, для субъектов рынка, которые входят в группу лиц приобретателя и зарегистрированы в Республике Казахстан, а также отдельно для субъектов рынка, которые входят в одну группу лиц с приобретателем, но зарегистрированы за ее пределами. Поэтому в расчет необходимо брать совокупную балансовую стоимость активов приобретателя и всех субъектов рынка, входящих с ним в одну группу лиц (независимо от места их регистрации). Касательно объекта приобретения (т.е. субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются), необходимо брать в расчет непосредственно совокупную балансовую стоимость его активов (без учета всей группы лиц Продавца).

Ставки месячного расчетный показателя, которые должны превышать десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, утверждаются Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на соответствующие годы.

При анализе пороговых значений, также берется в расчет совокупный объем реализации товаров вышеуказанных лиц. При этом п. 7 комментируемой статьи определяет «совокупный объем реализации товаров» как сумму дохода от реализации товаров за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства (уведомления), за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза. Однако если субъект рынка осуществлял деятельность менее одного года, объем реализации товаров определяется за период деятельности субъекта рынка.

Определение понятия «финансовый год» содержится в Бюджетном кодексе Республики Казахстан и определяется как «период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета»94. В целях определения пороговых значений, наверное, не совсем правильно ссылаться на определение Бюджетного Кодекса. В этой связи, предполагается, что законодатель имел в виду «отчетный год», который применятся всеми организациями при бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Как следует из Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. В свою очередь, первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.95

Критерий (в) комментируемого пункта имеет наибольшее значение с точки зрения недопущения возникновения или усиления монопольного положения и (или) ограничения конкуренции, так как относится к сделкам, которые совершаются субъектами рынка, пользующимся определенным влиянием на рынок. Таким образом, согласие антимонопольного органа на осуществление вышеуказанных сделок либо его уведомление требуется в случаях, если одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Доминирующим или монопольным положением признается положение предпринимателя на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.

То есть, если на территории соответствующей территориальной единицы компания реализует товар или предоставляет работы и услуги, подавляя деятельность других предпринимателей,  осуществляющих аналогичную деятельность на той же территории, то такой субъект рынка может быть признан антимонопольным органом лицом, занимающим доминирующее положение на рынке.

Признание предпринимателя лицом, занимающим доминирующие позиции на рынке, может быть вызвано, прежде всего, неконтролируемой деятельностью индивидуального предпринимателя и юридического лица, которая приводит к значительному росту цен или тарифов на  реализуемые им товары, работы или услуги.

В целях предотвращения возникновения или усиления монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет контроль за экономической концентрацией, т.е. сделками, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

В настоящий момент Предпринимательский кодекс РК содержит исчерпывающий перечень сделок, признаваемых экономической концентрацией и требующих предварительного согласия или уведомления антимонопольного органа.

П. 1 комментируемой статьи содержит перечень сделок, признаваемых экономической концентрацией. Государственный контроль за экономической концентрацией условно можно разделить на контроль за следующим сделками:

  •  реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;
  • приобретение лицом голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев);
  • получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала определенных активов;
  • приобретение субъектом рынка прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания либо осуществлять функции исполнительного органа;
  • участие одних и тех же физических лиц в органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения их предпринимательской деятельности.

2. Согласно п.п.) 1 п. 1 комментируемой статьи с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется реорганизация субъекта рынка при таких формах реорганизации, как слияние или присоединение.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «слиянием» признается «возникновение нового товарищества, путем полного объединения имущества этих товариществ и передачи ему прав и обязанностей каждого из участвующих в слиянии товариществ».

В свою очередь, согласно п. 2 ст. 62 указанного закона, «присоединением» признается «присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества. При этом присоединяемые товарищества прекращаются, а все их права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющему товариществу, в устав которого вносятся связанные с реорганизацией изменения».

Как следует из п. 1 ст. 82 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах», «слиянием обществ» признается «возникновение нового общества путем передачи ему всего имущества, прав и обязанностей на основании договора о слиянии и в соответствии с передаточными актами двух или нескольких обществ с прекращением их деятельности». «Присоединением общества к другому обществу» признается «прекращение деятельности присоединяемого общества с передачей на основании договора о присоединении и в соответствии с передаточным актом всего имущества, прав и обязанностей присоединяемого общества другому обществу (п. 1 ст. 83 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах»).

Иными словами, возникновение нового общества путем передачи ему всего имущества, прав и обязанностей (слияние) и присоединение одного или нескольких обществ, деятельность которых будет прекращена, к другому юридическому лицу, при достижении установленных пороговых значений требует получения предварительного согласия антимонопольного органа.

Например, если ТОО «А» владело 43%-ной долей участия в уставном капитале ТОО «Б» и планирует приобрести дополнительно 7% доли участия, то такая сделка не требует предварительного согласования. Однако любая последующая сделка превысит установленный порог и потребует предварительного согласования (т.е. 50%+).

В качестве другого примера можно рассмотреть случай, когда ТОО «А» владеющее 43%-ной долей участия в уставном капитале ТОО «Б» (не входящего в одну группу лиц с ТОО «А»), планирует приобрести дополнительно 7% участия в уставном капитале ТОО «Б». В свою очередь, ТОО «АА», которое входит в одну группу лиц с указанным ТОО «А», приобретает 0,1% в уставном капитале ТОО «Б». В данном случае потребуется получение предварительного согласия, так как ТОО «А» и ТОО «АА», которые входят в одну группу лиц, в совокупности приобретают более 50% доли участия в уставном капитале ТОО «Б» (т.е. 50,1%).

На практике, получение субъектом рынка более пятидесяти процентов доли в создаваемом юридическом лице при достижении установленного порога, рассматривалось антимонопольным органом как экономическая концентрация. Существовало мнение, что лицо приобретает акции (долю участия в уставном капитале, паи) путем создания юридического лица. Отсутствие однозначной позиции касательно данного вопроса как в законе, так и в правоприменительной практике, вызывало очень много вопросов у субъектов рынка.

Предварительное согласие на приобретение соответствующего имущества требуется также при совершении взаимосвязанных сделок. В Республике Казахстан законодательно закрепленное понятие «взаимосвязанных сделок» содержится в Законе «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Так, «взаимосвязанными между собой сделками» признаются:

  • несколько сделок, совершаемых с одним и тем же лицом либо с группой аффилированных между собой лиц в отношении приобретения или отчуждения одного и того же имущества;
  • сделки, оформляемые одним договором или несколькими договорами, связанными между собой;
  • иные сделки, признаваемые как взаимосвязанные между собой уставом или решением общего собрания участников товарищества.

Антимонопольный контроль касательно вышеуказанных сделок осуществляется в форме получения предварительного согласия. 

Субъекты рынка, намеревающиеся совершить либо совершившие экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомляют антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации в порядке, предусмотренном Предпринимательским кодексом РК.

В случае если, балансовая стоимость тех шести АЗС превышает  10 % балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов владельца АЗС. 2) балансовая стоимость активов вашей компании или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает 10 000 000 - кратный размер МРП. Если сделка и ваша компания не соответствуют указанным условиям, то получение  согласия не требуется.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: