Обязательно ли подписывать акты сверок с контрагентами?
Вопрос:
Обязательно ли подписывать акты сверок с контрагентами?
Ответ:
С точки зрения Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» акт сверки взаиморасчетов не относится к первичным документам, поскольку не составляется на основании события, влекущего изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации, а лишь констатирует факт наличия/отсутствия кредиторской/дебиторской задолженности.
Следовательно, прямой обязанности по составлению сторонами акта сверки с точки зрения гражданского права законодательством не предусмотрено.
При этом, акт сверки взаиморасчетов, составленный исходя из сложившейся практики делового оборота и подписанный контрагентами на основании достоверных первичных документов бухгалтерского учёта, может свидетельствовать о состоянии взаиморасчетов между контрагентами и подтверждении инвентаризации задолженности. Поэтому, подписание акта сверки может исключить риск возникновения разногласий между контрагентами в будущем.
Вместе с тем, статьей 123 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» регламентирован порядок взыскания суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов его дебиторов.
Согласно пункту 3 статьи 123 Налогового кодекса не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления.
При этом обязательные сведения, подлежащие отражению в акте сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором предусмотрены пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса, в том числе сумма задолженности дебитора перед налогоплательщиком.
Таким образом, акт сверки взаиморасчетов в рамках налогового законодательства РК является документом, на основании которого на банковские счета дебитора выставляются инкассовые распоряжения о взыскании налоговой задолженности налогоплательщика.
Исходя из изложенного, несмотря на отсутствие в законодательстве прямой обязанности в подписании акта сверки контрагентами, соблюдение практики в составлении и подписании данного документа, поможет в контроле хозяйственной деятельности предприятия, а также в содействии налоговым органам при выявлении ими дебиторов у налогоплательщика.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;