Обязательно ли подтверждать экспедиторские услуги товарно-транспортной накладной и СМР?
Вопрос:
Обязательно ли подтверждать экспедиторские услуги товарно-транспортной накладной и СМР?
Ответ:
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг. При этом экспедитор не осуществляет непосредственную перевозку груза. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.
Выписка счетов-фактур экспедиторами производится в соответствии со статьей 415 Налогового Кодекса РК.
1. Выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.
Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.
В случае, если перевозчик (поставщик) не является плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактура выписывается экспедитором на основании документа, подтверждающего стоимость работ, услуг.
2. В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, указывается облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции:
- являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость;
- не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.
В целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов:
- поставщика - указываются реквизиты экспедитора;
- получателя - указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции.
3. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 настоящего Кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.
4. Счет-фактура, выписанный в соответствии с указанными требованиями, является основанием для отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость стороной, являющейся клиентом по договору транспортной экспедиции.
Транспортно-экспедиторская компания, работающая по договору транспортной экспедиции является агентом (принципалом). Суммы, собранные от имени принципала, не являются выручкой. При этом выручкой является сумма комиссионных вознаграждений.
Таким образом, Транспортно-экспедиторская компания должна вести бухгалтерский учет таким образом, чтобы все расходы, связанные с перевозками клиентов, отражались на транзитном счете (1281-1284) по выбору компании. Данные сумма расходом клиентом не должны относиться на расходы Транспортно-экспедиторской компании. Они должны быть «перевыставлены» клиенту.
Компания имеет право выписывать счет-фактуры согласно статье 415 НК РК только в рамках договора транспортной экспедиции.
Для того, чтобы выписывать счет-фактуры как посредник-экспедитор, Вам необходимо заключить с клиентом договор транспортной экспедиции с клиентом и договоры перевозки с Подрядчиками (если они будут оказываться собственными силами Подрядчика) или договоры ТЭУ с подрядчиками (если они будут оказываться третьими лицами).
Компания обязана иметь в наличии ТТН, СМР , СМГС, так как это первичные документы, подтверждающие перевозку. Если этих документов не будет, то у заказчиков будет проблема отнести на вычеты Ваши услуги, а также по международным перевозкам, освобожденным от НДС, налоговые органы в случае проверки доначислят НДС 12% на всю сумму перевозки и вознаграждения.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина03.09.2026 03:37164Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Оформление физического лица, применяющего специальный налоговый режим для самозанятых, для выполнения работ или оказания услуг в пользу ТОО осуществляется на основании гражданско-правового договора, если фактические отношения сторон не имеют признаков трудовых отношений.
-
Автор:Жунусова Жадыра14.08.2026 03:1892Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с п. 4.3 Договора Заказчик обязан при приемке работ утвердить акт выполненных работ, сформированный и подписанный ЭЦП в информационной системе уполномоченного органа, либо отказать в его принятии с указанием мотивированных оснований.
-
Автор:Гришина10.07.2026 02:4584Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» иностранцы в Республике Казахстан имеют права и свободы, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина08.07.2026 05:1797Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрена обязанность работодателя (заказчика) регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) на портале Enbek.kz (Единая система учета трудовых договоров (ЕСУТД)).
-
Автор:Гришина08.07.2026 04:5790Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Гражданский кодекс Республики Казахстан не предусматривает ограничений по заключению договоров гражданско-правового характера с иностранными гражданами, в том числе с гражданами Турции, а также не устанавливает минимального или максимального срока действия такого договора.
-
Автор:Гришина08.07.2026 04:0486Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» (далее – Закон) персональные данные – это сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.
-
Автор:Гришина24.06.2026 03:15111
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан на сегодняшний день не предусмотрена обязанность работодателя регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) в Enbek.kz (ЕСУТД) или иных информационных системах.
-
Автор:Гришина15.06.2026 03:09109Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В связи со вступлением в силу с 8 июня 2026 года изменений в законодательство Республики Казахстан, направленных на усиление разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, включая дополнение статьи 26 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) пунктом 1-1,
-
Автор:Гришина09.04.2026 03:4794Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
С 1 января 2026 года в Казахстане действует специальный налоговый режим для самозанятых. Самозанятые - это физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые не привлекают наёмных работников, ведут деятельность из перечня разрешённых видов
-
Автор:Ана Качибаиа08.04.2026 05:3884Раздел: Все ответы Услуги и подряд
Ответ:
Согласно пп. 14) Статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – «Закон»)
Общим имуществом объекта кондоминиума являются – части объекта кондоминиума, включая лифты;