Обязательно ли создавать согласительную комиссию в организации со штатом более 50 человек и какие последствия могут быть в случае отказа ее создания?

Обязательно ли создавать согласительную комиссию в организации со штатом более 50 человек и какие последствия могут быть в случае отказа ее создания?

28.09.2020 07:37
2404

Вопрос:

Обязательно ли создавать согласительную комиссию в организации со штатом более 50 человек и какие последствия могут быть в случае отказа ее создания?

Ответ:

Начиная с 1 января 2016 г. наличие в организации согласительной комиссии и рассмотрение ею трудового спора является обязательным шагом досудебного урегулирования

Статья 159 ТК РК, регулирует порядок рассмотрения индивидуального трудового спора:

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, за исключением споров, возникающих между работодателем и работником субъекта микропредпринимательства, некоммерческой организации с численностью работников не более пятнадцати человек, домашним работником, единоличным исполнительным органом юридического лица, руководителем исполнительного органа юридического лица, а также другими членами коллегиального исполнительного органа юридического лица, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами.

Требование о создании согласительной комиссии для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в порядке, определенном настоящим Кодексом, не распространяется на отдельные категории работников, труд которых регулируется Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, в том числе состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственных служащих.

Также, не касается норма об обязательном создании согласительной комиссии работников, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов, государственных служащих.

В связи с чем, если организация не относится к исключениям, перечисленным выше, наличие согласительной комиссии в организации является обязательным.

Далее в п.2 ст.159 ТК РК указано, согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

В коллективном договоре может предусматриваться создание согласительных комиссий в иных обособленных структурных подразделениях организации.

Разъяснение: согласительная комиссия должна быть в организации уже до поступления заявления работника о рассмотрении трудового спора, а не создаваться в момент его обращения.

Сторона работодателя может назначаться в число членов согласительной комиссии путем издания акта (приказа) работодателя.

В п.3 ст.159 ТК РК указано, что количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.

Разъяснение: после избрания членов согласительной комиссии необходимо разработать документ (положение или соглашение), регулирующий все указанные вопросы.

П.4 ст.159 ТК РК, заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи.

Спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Допускается рассмотрение спора без участия заявителя при наличии его письменного согласия.

Разъяснение: это означает, что заявление работника о рассмотрении индивидуального трудового спора регистрируется не в общем журнале входящей корреспонденции, который имеется в организации, а в журнале регистрации заявлений согласительной комиссии. Необходимо будет оформить данный журнал.

Спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Т.е. стороны могут представлять по доверенности уполномоченные лица (например, юристы, адвокаты).

После получения заявления члены согласительной комиссии извещаются письменным способом о дате, месте и времени проведения заседания. Количество проведенных заседаний законодательство не устанавливает.

Если одного заседания не достаточно для выяснения вопроса, то заседания проводятся и 2, и 3 и более раз.

Но т.к. для вынесения решения установлено ограничение по срокам – не более 15 рабочих дней, то необходимо уложится в указанный срок.

Продление срока не предусмотрено. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается до следующего заседания. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению Работник до начала заседания комиссии имеет право забрать свое заявление обратно или отказаться от предъявляемых требований непосредственно на заседании.

Согласно п.5 ст.159 ТК РК, согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

П.6 Ст.159 ТК РК, решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе.

П.7. Ст. 159 ТК РК, в случаях неисполнения решения согласительной комиссии, неурегулирования вопросов в установленный срок работник или лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях, либо работодатель вправе обратиться в суд.

П.8. Ст. ТК РК, члены согласительной комиссии обязаны проходить ежегодное обучение по применению трудового законодательства Республики Казахстан, развитию навыков ведения переговоров и достижения консенсуса в трудовых спорах.

В п.1 ст.160 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК)  указано следующее:

Для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:

по спорам о восстановлении на работе - один месяц со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд - два месяца со дня вручения копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора.

Также, в ч.3 п.4 НП ВС указано, что исходя из положений п.2 ст.13 Конституции РК и ст.159 ТК РК, даже в случае пропуска стороной индивидуального трудового спора срока обращений в согласительную комиссию, предусмотренного ст.160 ТК РК, ее заявление должно быть рассмотрено согласительной комиссией с вынесением решения, что в дальнейшем позволит стороне, не согласной с этим решением, реализовать свое право обращения с иском в суд.

Законом не исключено право восстановления согласительной комиссией пропущенного субъектом обращения срока подачи заявления в согласительную комиссию для урегулирования спора в досудебном порядке.

В тоже время, пропуск этого срока может служить самостоятельным основанием для вынесения согласительно комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления без разбирательства по обстоятельствам спора.

Трудовым кодексом РК (далее - Кодекс) заложены базовые нормы создания согласительной комиссии на предприятии, в частности согласно статье 159 Кодекса индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица. 

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Ответственность за отсутствие согласительной комиссии в организации нормативными правовыми актами не предусмотрена. При обнаружении нарушений порядка рассмотрения индивидуального трудового спора государственный инспектор труда выносит предписание об устранении выявленных нарушений.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: