Работники работают по графику 2 через 2, один уходит в отпуск или на больничный, другой сменщик выходит в свои выходные вместо него. Табелируется его фактическое отработанное время. Оплата производится только за фактическое отработанное время или в полуторном размере в дни его выхода в выходные дни? Как это отражать в табеле? Какую статью использовать в приказе?
Вопрос:
Работники работают по графику 2 через 2, один уходит в отпуск или на больничный, другой сменщик выходит в свои выходные вместо него. Табелируется его фактическое отработанное время. Оплата производится только за фактическое отработанное время или в полуторном размере в дни его выхода в выходные дни? Как это отражать в табеле? Какую статью использовать в приказе?
Ответ:
В соответствии с п.1 ст.85 Трудового Кодекса РК (далее по тексту — Кодекс) работа в выходные и праздничные дни допускается с письменного согласия работника или по его просьбе на основании акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 86 Кодекса.
Ст.86 Кодекса:
Привлечение к работе в выходные и праздничные дни без согласия работника допускается в следующих случаях для:
1) предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;
2) предотвращения и расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, гибели или порчи имущества;
3) выполнения неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.
В п. 2 ст. 85 Кодекса сказано, что за работу в выходные и праздничные дни работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха или производится оплата в размере, указанном в ст. 109 Кодекса.
Согласно положениям, ст. 109 Кодекса оплата работы в праздничные и выходные дни производится в повышенном размере согласно условиям, трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя, но не ниже, чем в полуторном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника.
В ст. 79 Кодекса говорится о том, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником. Следовательно, при привлечении работника (с его письменного согласия) к работе в его выходной день, оплата должна быть произведена не ниже чем в полуторном размере, либо должен быть предоставлен другой день отдыха.
При этом, в случае предоставления работнику другого дня отдыха за работу в выходные и праздничные дни, оплата за работу в выходной/праздничный день производится в одинарном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника и данный день указывается в табеле рабочего времени как рабочий день, а день отдыха, который предоставляется работнику за работу в выходные и праздничные дни не оплачивается и отмечается в табеле учета рабочего времени как выходной день.
Исходя из вышеизложенного следует:
1. Оплата производится за часы, отработанные в выходной день, не ниже чем в полуторном размере.
2. Порядок ведения табеля учета рабочего времени законодательно не регламентирован. Работодатель вправе самостоятельно определить каким образом ведется табель учета рабочего времени. В табеле следует указать фактически отработанное количество чаосв, в том числе и в выходные дни. При подсчете итоговых дней и часов (в последних столбиках графика) указывается отдельно количество часов, отработанных в выходной день.
Пример заполнения табеля:
3. В приказе о привлечении к работе в выходные дни следует ссылаться на ст.109 Кодекса.
4. Пример расчета оплаты:
Оклад 200000 тг.
Отработано часов в выходные дни: 64
Часовая тарифная ставка: 1136 тг.
Оплата за ночные часы - в полуторном размере
64*1136=109056 тг.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
1. Компания обязана обеспечить передачу завершенных в делопроизводстве документов на архивное хранение независимо от того, продолжает ли она свою деятельность и не планирует ли ликвидацию.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
В связи с изменениями Трудового кодекса РК в 2026 году работодателю не требуется автоматически заключать дополнительные соглашения со всеми работниками.
Необходимо разделить изменения на те, которые требуют внесения изменений в трудовые договоры, и те, которые реализуются посредством локальных актов работодателя и ознакомления работников.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
Если действующее Положение о сборе, обработке и защите персональных данных не было приведено в соответствие с изменениями законодательства Республики Казахстан, вступившими в силу в 2026 году, рекомендуется внести в него соответствующие изменения.
-
Раздел: Документы кадровой службы Все ответы
Ответ:
В соответствии со статьей 7 Конституции Республики Казахстан государственным языком является казахский язык, при этом русский язык официально употребляется наравне с казахским только в государственных организациях и органах местного самоуправления.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
В рассматриваемой ситуации расчетная таблица KPI не может рассматриваться как самостоятельное основание для начисления и выплаты переменной части заработной платы.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
По нумерации кадровых приказов в ТОО применяются действующие Правила документирования, утверждённые Приказом Министра культуры и информации РК от 25.08.2023 № 236.
-
Ответ:
Вы не обязаны распечатывать документы только потому, что они кадровые так как законодательство РК допускает электронный документооборот и юридическую силу документов, подписанных ЭЦП. Но это не отменяет требований трудового и архивного законодательства к хранению таких документов.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан обязательного требования о включении положений об оплате труда, правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и иных локальных актов работодателя в качестве приложений к коллективному договору законодательством не установлено.
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
В соответствии с Правилами документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703
-
Раздел: Документы кадровой службы
Ответ:
Личная карточка работника по форме Т-2 оформляется на всех работников, принятых по трудовому договору, независимо от пола, возраста, статуса военнообязанности и того, является ли работа основной или по совместительству.