ТОО "А" на общеустановленном режиме, опыт работы 1 год и ТОО "Б" упрощенный режим, опыт работы 3,5 года планируют произвести процедуру присоединения. Может ли в итоге образоваться ТОО "С" на упрощенном режиме налогообложения с максимальным опытом работы?

ТОО "А" на общеустановленном режиме, опыт работы 1 год и ТОО "Б" упрощенный режим, опыт работы 3,5 года планируют произвести процедуру присоединения. Может ли в итоге образоваться ТОО "С" на упрощенном режиме налогообложения с максимальным опытом работы?

04.11.2019 10:09
1118

Вопрос:

ТОО "А" на общеустановленном режиме, опыт работы 1 год и ТОО "Б" упрощенный режим, опыт работы 3,5 года планируют произвести процедуру присоединения. Может ли в итоге образоваться ТОО "С" на упрощенном режиме налогообложения с максимальным опытом работы?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица в форме присоединения производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников),

а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу с ограниченной ответственностью осуществляется путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества. При этом присоединяемые товарищества прекращаются, а все их права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющему товариществу, в устав которого вносятся связанные с реорганизацией изменения. (п.2 ст. 62 Закона о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Гражданского кодекса реорганизация в форме присоединение может быть проведена добровольно или принудительно.

В отношении ТОО данная норма Гражданского кодекса конкретизируется Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон о товариществах).

Так в соответствии со статьей 61 Закона о товариществах реорганизация в форме присоединения ТОО может быть осуществлена добровольно по решению общего собрания участников товарищества, а в случаях, установленных законодательными актами, - лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Гражданского кодекса принудительная реорганизация в форме присоединения может быть осуществлена по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Процесс реорганизации в форме присоединения оформляется в соответствии с процедурами, изложенными в статье 62 Закона о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Основным документом по реорганизации путем присоединения, является решение о реорганизации путем присоединения.

Исполнительные органы ТОО, участвующих в присоединении, готовят проекты договора о присоединении и выносят на рассмотрение общего собрания участников каждого товарищества вопросы о присоединении и утверждении договора о присоединении.

Согласованный текст договора о присоединении подписывается уполномоченными на то исполнительными органами товариществ.

Договор о присоединении должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения и адресе каждого из участвующих в присоединении товариществ, основные данные их балансов, а также предусматривать порядок и условия присоединения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Обязательность оформления передаточного акта закрепляется и в пункте 2 статьи 62 Закона о товариществах, определяющем, что все права и обязанности присоединяемого переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющему товариществу, в устав которого вносятся связанные с реорганизацией изменения. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Гражданского кодекса передаточный акт утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

В передаточном акте указывается, какое юридическое лицо будет являться правопреемником по всем правам и обязательствам, включая оспариваемые обязательства, а также по всем правам и обязательствам, возникшим или изменившимся за период от даты составления передаточного акта до даты завершения реорганизации (переходный период). Может иметь место отражение в передаточном акте того, что права и обязательства, указанные в передаточном акте, объем которых изменится в переходный период (увеличится или уменьшиться) передаются правопреемнику в соответствующем измененном виде (уменьшенном или увеличенном). В передаточном акте может быть прописано, что передаваемые юридическим лицом права и обязательства, указанные в передаточном акте, которые полностью прекратятся в переходном периоде, правопреемнику не передаются.

В дополнение к информации, несущей требования, предъявляемые к передаточному акту, можно добавить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Гражданского кодекса непредставление с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованных юридических лиц влечет отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Помимо этого в соответствии с пунктом 4 статьи 62 Закона о товариществах каждое из участвующих в присоединении ТОО обязано в двухмесячный срок со дня принятия общим собранием его участников решения о присоединении направить всем своим кредиторам письменные уведомления о присоединении и поместить соответствующее объявление в официальных органах печати. К уведомлению (объявлению) прилагаются сведения о других участвующих в присоединении товариществах.

Выполнение данных требований необходимо в связи с тем, что реорганизация юридического в форме присоединения затрагивает интересы кредиторов, так как скоро их должник прекратит свое существование.

Кредиторы реорганизуемых в форме присоединения товариществ вправе в двухмесячный срок со дня получения уведомления или публикации объявления потребовать от товариществ дополнительных гарантий либо досрочного прекращения или исполнения товариществами соответствующих обязательств и возмещения убытков. Требования направляются товариществам в письменной форме, а их копии могут быть представлены в органы, осуществившими государственную регистрацию товариществ.

Присоединяемое ТОО обязано с момента принятия общим собранием его участников решения о присоединении, сообщить об этом решении кредиторам по обязательствам, возникающим после принятия решения.

Общее собрание участников слияния (или каждое собрание, если их проводится несколько) должны единогласно принять решение о реорганизации путем слияния компаний, договор о слиянии, устав создаваемой компании, утверждение всех пунктов передаточного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью при реорганизации путем присоединения доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью переходят к их правопреемнику.

Присоединяющее юридическое лицо (правопреемник) подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции РК. В этих целях рассмотрим нормы законодательства РК регулирующие регистрацию ТОО, создаваемого в результате реорганизации путем присоединения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Гражданского кодекса при реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. 

В соответствии с  пунктом 4 статьи 61 Закона о товариществах, а именно: имущество реорганизованного товарищества переходит к его правопреемнику в момент его регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона о товариществах государственная регистрация ТОО, возникающего в результате реорганизации в форме присоединения, осуществляется в соответствии с правилами регистрации юридических лиц, установленными законодательными актами. В РК регистрация вновь создаваемых юридических лиц и регистрация прекращения деятельности юридических лиц осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее - Закон о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Закона о товариществах государственная регистрация ТОО, возникающего в результате реорганизации, производится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, по истечении срока, предоставленного кредиторам для заявления требований к участвующим в реорганизации товариществам (двухмесячный срок со дня получения кредиторами уведомления или публикации объявления реорганизуемым юридическим лицом).

Если в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, поступили копии требований кредиторов, участвующих в реорганизации товариществ, вновь возникающее товарищество регистрируется при условии представления доказательств исполнения этих требований, либо отсутствия у заявивших их кредиторов возражений против реорганизации.

Если в течение года со дня, когда общим собранием участников последнего из участвующих в реорганизации ТОО было принято решение о реорганизации, заявление о государственной регистрации не будет подано, либо не будут представлены необходимые доказательства, реорганизация будет считаться несостоявшейся.

Государственную регистрацию юридических лиц в РК осуществляют органы юстиции.

В соответствии с п.1 ст. 46 Гражданского кодекса РК при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Выбрать вид специального налогового режима, при соответствии условиям его применения, необходимо  в начале деятельности (статья 679 Налогового кодекса):
1) физическими лицами - в уведомлении, направляемом в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса для постановки на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя;
2) вновь образованными юридическими лицами - в уведомлении о применяемом режиме налогообложения по форме, установленной уполномоченным органом, представляемом в налоговый орган не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации в органах юстиции;
3) при переходе на:
специальный налоговый режим на основе патента с общеустановленного порядка налогообложения - в расчете стоимости патента;
другие специальные налоговые режимы - в уведомлении о применяемом режиме налогообложения по форме, установленной уполномоченным органом.

В случае если вновь образованный налогоплательщик не выбрал специальный налоговый режим в вышеуказанном порядке, то такой налогоплательщик, до подачи уведомления о применяемом режиме налогообложения, по умолчанию признается выбравшим общеустановленный порядок налогообложения.

На основании изложенного, режим налогообложения вновь возникшего в результате слияния юридического лица никак не зависит от режима налогообложения, который применял его предшественник. Он не переходит по правопреемству.   

У нового ТОО есть право выбора, как у всех вновь созданных ТОО: (1)применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации с момента своего создания, воспользовавшись порядком перехода на СНР на основе упрощенной декларации, либо (2) применять общеустановленный порядок налогообложения. 

В первом случае ТОО следует подать в налоговый орган по своему местонахождению уведомление о переходе. Сделать это оно должно не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации в регистрирующем органе (пп. 2 п.1 ст. 679 НК РК).

Если же новое ТОО не начнет применять СНР на основе упрощенной декларации в изложенном выше порядке, то оно будет считаться применяющей общеустановленный режим по умолчанию. Оно сможет перейти на СНР на основе упрощенной декларации через один календарный год применения общеустановленного порядка (п.4 ст.679 НК РК). 

Согласно ст. 683 Налогового кодекса РК специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

на основе упрощенной декларации - 30 человек;

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

на основе упрощенной декларации - 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
  • проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;

деятельность в рамках финансового лизинга.

3. Не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

4. Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;

6) некоммерческие организации;

7) плательщики налога на игорный бизнес.

При соответствии указанным положениям,  в целях исполнения положений Налогового кодекса  ТОО вправе применять СНР на основе упрощенной декларации. 

На основании изложенного, специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации выбирается самим ТОО (получившееся в результате слияния), при условии соответствия его вышеуказанным требованиям режима налогообложения (ст. 683 НК РК). 

Максимальный срок существования этого режима налогообложения зависит от среднесписочной численности работников за налоговый период, дохода за налоговый период, вида деятельности ТОО и от условий, которые указаны в п.4 ст. 683 НК РК. Как только один из этих оснований изменится в результате деятельности ТОО, то оно должно будет менять режим налогообложения на соответствующий режим.    

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: