В 2015 году внесли обеспечение заявки на участие в открытом тендере по в виде гарантийного денежного взноса. Победителем не стали. Только в начале 2019 года обнаружилась что гарантийный взнос не был возвращен, суд в принятии иска отказал в связи с истечением срока исковой давности. Как поступить в данной ситуации?
Вопрос:
В 2015 году внесли обеспечение заявки на участие в открытом тендере по в виде гарантийного денежного взноса. Победителем не стали. Только в начале 2019 года обнаружилась что гарантийный взнос не был возвращен, суд в принятии иска отказал в связи с истечением срока исковой давности. Как поступить в данной ситуации?
Ответ:
Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права. В виде общего правила пропуск срока исковой давности может повлечь за собой утрату потерпевшей стороной возможности использовать любые способы защиты, как перечисленные в ст. 9
Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), так и дополнительно предусмотренные в законе.
Общий срок исковой давности установлен в ст. 178 ГК РК продолжительностью в три года применительно как физическим, так и юридическим лицам.
В п. 1 ст. 180 ГК РК определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права.
Таким образом, в Вашем случае срок давности исчисляется с даты вынесения Итогов по итогам тендера – когда Вы узнали, что Вы не стали победителем и имеете право на возврат суммы гарантийного взноса.
То, что Вами не своевременно были предприняты меры по досудебному и судебному взысканию гарантийного вноса – целиком Ваша ответственность.
Исходя из вышеизложенного, следует, что возможности по взысканию данной суммы Вами уже утрачены в связи с пропуском срока исковой давности.
По бухгалтерии данную сумму Вы можете списать как сомнительные требования. В соответствии со ст. 248 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налогового кодекса)»:
1. Если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи, сомнительными требованиями признаются требования:
1) возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, структурное подразделение юридического лица, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
2. Сомнительные требования подлежат вычету у лица, осуществившего:
1) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг и не уступившего право такого требования;
3. Сомнительные требования подлежат вычету у лица:
1) определенного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи, – в размере, включающем стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также суммы прочих требований, возникших в связи с такой реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе суммы неустоек (штрафов, пени), но не более размера ранее признанного дохода;
4. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сомнительные требования подлежат вычету в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый:
1) у лиц, определенных подпунктами 1) и 2) пункта 2 настоящей статьи со дня:
- следующего за днем окончания срока исполнения требования по реализованным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого определен;
- передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по требованию по реализованным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого не определен;
8. Если иное не предусмотрено пунктом 9 настоящей статьи, отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при одновременном соблюдении следующих условий:
1) наличие документов, подтверждающих возникновение требований;
2) отражение требований в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты либо отнесение таких требований на расходы в бухгалтерском учете в предыдущих периодах.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Жунусова Жадыра13.07.2026 03:4077Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Если речь идет о частной школе или иной образовательной организации, которая оказывает услуги на основании договора, то правовым основанием для взыскания задолженности являются нормы гражданского законодательства Республики Казахстан.
-
Автор:Ана Качибаиа29.06.2026 03:2485Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Согласно Закону «О реабилитации и банкротстве» (далее – «Закон») https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000176
8) банкротный управляющий – это лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства.
-
Автор:Оспанова Лейла30.06.2025 07:351022Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Действия компании П в данной ситуации, с высокой степенью вероятности, являются неправомерными. Ключевым принципом, применимым в этом деле, является исчерпание исключительного права на товарный знак.
-
Автор:Исмагулова Бахытгул24.06.2025 02:331413
Ответ:
В соответствии с пунктом 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2009 года № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании», рассматривая заявление наследника о восстановлении срока для принятия наследства в соответствии со статьей 1072-3 ГК, суд может восстановить срок и признать наследника принявшим наследство при наличии совокупности условий.
-
Автор:Нағмет Жібек Ғабитқызы28.04.2025 03:194547Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Согласно п.1 статьи 91 АППК РК, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке.
-
Автор:Сагимбекова Айжан07.04.2025 03:321782Раздел: Взыскание долга Судопроизводство
Ответ:
В соответствии с п.1 ст.48 ГПК Республики Казахстан, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением или соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации либо соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры по правилам, предусмотренным статьями 169, 170, 171 и главой 17 настоящего Кодекса.
-
Автор:Саидова Малика13.03.2025 03:235760Раздел: Судопроизводство Процессуальные сроки
Ответ:
Сроки и порядок судебного (и досудебного) процесса регулируются Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан (далее, ГПК РК).
-
Автор:Будкин Андрей18.02.2025 06:04966Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Объединение собственников имущества (далее – ОСИ) является некоммерческим юридическим лицом. Размер государственной пошлины с подаваемых исков имущественного характера для юридических лиц установлен – 3 %.
-
Автор:Саидова Малика14.02.2025 02:581835Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Согласно ст.113 ГПК РК По ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны понесенные ею расходы по оплате помощи представителя (нескольких представителей), участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
-
Автор:Абдрахманова Гайнеш13.02.2025 04:413485Раздел: Судопроизводство
Ответ:
Согласно п.1 ст.113 ГПК РК 1 суд присуждает с другой стороны понесенные ею расходы по оплате помощи представителя (нескольких представителей), участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.