Ответы юристов на самые популярные вопросы бизнеса
  • 23.02.2017 17:19
    2505

    Вопрос:

    Юридическое лицо (субъект государственных закупок) планирует заключить договор с физическим лицом на оказание услуг по написанию статей для размещения в СМИ. Услуги планируется приобретать до конца 2014 года с ежемесячной оплатой в фиксированной сумме. В соответствии с подпунктом 18) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» к государственным закупкам не относится приобретение заказчиком услуг у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг. Пунктом 2-1 статьи 27 ЗРК «О частном предпринимательстве» (далее - Закон) предусмотрено, что, физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан: 1) облагаемых у источника выплаты; 2) имущественного дохода; 3) прочих доходов.

    На основании изложенного просим разъяснить: Вправе ли наша организация заключить вышеуказанный договор возмездного оказания услуг с физическим лицом без применения норм Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»?

    Ответ Министра финансов РК от 30 июня 2014 года на вопрос от 10 апреля 2014 года № 262409 (dialog.еgov.kz)

    Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, имел отношения, связанные с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

  • 23.02.2017 17:10
    4379

    Вопрос:

    У нашей компании возникло несколько вопросов относительно кассового учета при приеме наличных платежей в пользу различных провайдеров и операторов мобильной связи.

    Поясняю ситуацию: Наша компания заключила договор поручения с платежной системой ОСМП. Платежи принимаются дилерами – это владельцы магазинов, в которых через pos-терминалы населению оказываются услуги пополнения балансов мобильной связи и различных платежей. Для оказания услуг по пополнению балансов и проведению платежей необходимо на счет POS-терминала перечислить денежные средства. (Депозитная система) После этого Дилер может оказывать услуги по приему платежей от населения.

    При оказании услуги платежа, Дилер выдает абоненту фискальный чек, на сумму проведенного платежа , таким образом подтверждает, то что дилер оказал услугу и принял наличность от абонента. Как правило, Дилер зарабатывает при этой операции верхнюю комиссию , например, оплата абонентом в 1000 тенге за услуги связи в итоге абоненту поступит на баланс телефона 950 тенге , 50 тенге – верхняя комиссия дилера , которая должна отразиться в фискальном чеке. Наша компания прорабатывает возможность оказания услуги дилеру по пополнению его депозитного счета на pos-терминале.   

    Например, по потребности клиента, мы можем перечислять со своего депозитного счета по безналу денежные средства на счет Дилера , для работы его pos-терминала и принимать наличные средства от дилера, чтобы  далее восполнять наш депозитный счет, через который произошло перечисление безналичных денежных средств.  

    Данная операция на наш взгляд является посреднической, и не содержит коммерческую выгоду. Перевод денежные средств – по сути дела является транзитной операцией. В данном случае дохода и расхода не возникает у нашей компании. Наш доход будет формироваться как вознаграждение, т.е. определенный процент от объема принятых платежей от Дилера по истечению определенного периода.

    Например, Дилер принял в месяц 500 000 тенге (суммарно). Наш доход высчитывается , согласно договора поручения с ОСМП 500 000  х 1,5% = 7 500 тенге На эту сумму , мы как плательщики НДС оплатим все соответствующие налоги.

    Нужно ли нашей компании при приеме наличных (транзитных) денежных средств от Дилера выбивать фискальный чек?

    Мы нашли несколько статей закона по этому вопросу в налоговом кодексе, которые не дают точного пояснения нам: Налоговый кодекс Статья 233.  Обороты по реализации (приобретению), осуществляемые по договорам поручения: 1. Реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг, а также приобретение товаров, работ, услуг поверенным от имени и за счет доверителя не являются оборотом по реализации (приобретению) поверенного. А так же статья налогового кодекса РК  "Статья 645. - 1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом." 

    Таким образом, со стороны нашей Компании торговой операции, выполнения работ и услуг не происходит, другими словами деньги Дилера конвертируются в средства на баланс пос-терминала Дилера. Но так как нет в кодексе конкретной ссылки, я обращаюсь с этим вопросом к вам, для точного разъяснения ситуации. 

    Ответ Министра финансов РК от 19 апреля 2013 года на вопрос от 27 февраля 2013 года № 190970 (dialog.еgov.kz)

    В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом.

  • 23.02.2017 16:59
    1170

    Вопрос:

    Прошу вас разъяснить я приобрел машину марки Тойота Камри 2006 года в Белоруссии за 2000 $  пришел в налоговое управление, а мне говорят что это цена не реальная и что мне нужно будет доплатить, ссылаясь на Постановление Правительство РК от 28.11.2010 года №1249 и якобы на сайтах в Белоруссии и другие граждане кто приобретал и завозил такую же машину уплачивали НДС не менее 10000$,  и что моя машина стоит не меньше  10000 $. Законны ли требования налоговиков?

    Ответ Министра финансов РК от 11 июля 2012 года на вопрос от 30 июня 2012 года № 153385 (dialog.еgov.kz)

     В соответствии с пунктом 7 статьи 276-8 Налогового кодекса органы налоговой службы при осуществлении контроля за исполнением налоговых обязательств по НДС при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов таможенного союза вправе корректировать размер облагаемого импорта в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, а также с учетом требований законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

  • 23.02.2017 16:50
    4132

    Вопрос:

    Мы являемся республиканским государственным предприятием (далее – РГП). Деятельность РГП финансируется Министерством на основании Договора о государственных закупках услуг (РГП выступает в роли поставщика). Вместе с тем, бюджетная заявка была подана в Министерство, а в последующем утверждена Законом о республиканском бюджете на 2014г. В соответствии с пп.3) п. 1 ст.5 Закона РК «О государственных закупках» Заказчик на основании соответствующего бюджета (бизнес-плана, сметы доходов и расходов) разрабатывает и утверждает годовой план государственных закупок (далее – План) в порядке и форме, определенных правилами осуществления государственных закупок. Просим Вас разъяснить, не является ли нарушением то, что в процессе формирования Плана возникла необходимость:

    1. В сокращении количества некоторых основных средств и добавлении новых (в рамках бюджета)?
    2. В исключении некоторых услуг и добавлении других основных средств (в рамках бюджета)?
    3. Имеем ли мы право в течение текущего финансового года вносить подобные изменения и дополнения в План? 

    Ответ Министра финансов РК от 30 июня 2014 года на вопрос от 28 января 2014 года № 246386 (dialog.еgov.kz)

    Решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана государственных закупок (пункт 7 статьи 5 Закона «О государственных закупок» (далее – Закон)).

  • 23.02.2017 16:41
    5540

    Вопрос:

    В соответствии с пп.5 п.1 статьи 20 Налогового Кодекса РК, Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» просим Вас дать разъяснения относительно следующего: ТОО было подано решение о добровольном снятии с регистрационного учета по НДС. В соответствии с п.1 и п.2 ст.571 Налогового Кодекса РК нами было представлено в налоговые органы налоговое заявление с приложением, указанных в Налоговом Кодексе, документов. В течение пяти рабочих дней с даты подачи налогового заявления налоговыми органами мы были сняты с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость. Согласно п.3 ст. 571 Налогового Кодекса РК в случае отказа в снятии с регистрационного учета по НДС оформляется решение об отказе в снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с указанием причины такого отказа по форме, установленной уполномоченным органом, и вручается налогоплательщику лично под роспись, или иным способом, подтверждающим факт отправки. В нашем случае отказа в снятии с регистрационного учета по НДС не было.

    В этой связи, просим Вас разъяснить, выносится ли в нашем случае налоговым органом, решение, приказ, либо иной документ, установленной письменной формы, подписываемый руководителем о снятии с регистрационного учета, и выдается ли такой документ налогоплательщику?

    Ответ Министра финансов РК от 6 марта 2014 года на вопрос от 21 февраля 2014 года №252230 (dialog.еgov.kz)

    В соответствии пунктом 1 статьи 571 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщик налога на добавленную стоимость (далее-НДС) вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 23.02.2017 16:32
    4077

    Вопрос:

    Дайте разъяснение по оплате НДС победителям гос.закупок, методом ценовых предложений, так как, в данный момент на сайте http://www.goszakup.gov.kz гос.учреждения и приравненные к ним производят закупки товаров с указанием без НДС, но когда выигрываешь и говоришь, что являешься плательщиком НДС, то кто-то увеличивает сумму договора на 12%, а кто-то оставляет ее без изменения, ссылаясь на Приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 16 о том, что в классификации расходов бюджета исключена специфика 168 «Перечисление поставщику суммы НДС, по приобретаемым товарам, услугам и работам».

    1. Так как же нам, НДС-никам, быть?
    2. При подаче ценовых предложений вычитать НДС из цены или нет? 

    Ответ Министра финансов РК от 16 июня 2014 года на вопрос от 6 февраля 2014 года № 248436 (dialog.еgov.kz)

    Приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 16 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 13 марта 2013 года №71 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации» (зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2014 года за № 9085) в экономической классификации расходов бюджета исключена специфика 168 «Перечисление поставщику суммы НДС, по приобретаемым товарам, услугам и работам». 

  • 23.02.2017 16:20
    2248

    Вопрос:

    Согласно Статье 433 НК от 10.12.2008 г. № 99-IV по состоянию на 1 января 2013 г., предельный доход для ИП на основе упрощенной декларации за налоговый период составляет 10 000,0 тысяч тенге.

    1. 1.10 000,0 тысяч тенге= 10 000 000 КZT?
    2. Какие меры следуют при превышении данного лимита?

    Ответ Министра финансов РК от 17 октября 2013 года на вопрос от 7 октября 2013 года № 225382 (dialog.еgov.kz)

    Согласно статье 433 Налогового кодекса специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют ИП, соответствующие следующим условиям: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя предельный доход за налоговый период составляет 10 000,0 тысяч тенге.  Следовательно, доход таких ИП за весь календарный квартал не должен превышать 10 000,0 тысяч тенге, то есть 10 млн.тенге.

  • 23.02.2017 16:08
    1194

    Вопрос:

    Прошу вас опубликовать официальный список должностных лиц налогового органа Российской Федерации, которые имеют право подписи на справках о резидентстве для предотвращения двойного налогообложения.
    При обращении на сайт Федеральной налоговой службы РФ видно, что Мирошникова Инна Анатольевна является начальником Межрегиональная инспекция ФНС России, заместитель начальника инспекции: Галушкина Ирина Геннадиевна. Заместитель начальника инспекции: Клочков Сергей Юрьевич.
    Однако не ясно, правомочны ли указанные лица подписывать справки о резидентстве для предотвращения двойного налогообложения. В приемной заместителей начальников инспекции (по телефону) пояснили, что список должностных лиц налогового органа Российской Федерации, которые имеют право подписи на справках о резидентстве для предотвращения двойного налогообложения был отправлен в МФ РК.  
    Также, прошу пояснить подлежит ли дипломатической или консульской легализации справки о резидентстве нерезедента РФ?

    Необходим ли документ подтверждающий полномочия подписанта такой справки или достаточно вашего ответа в блоге?

    Ответ Министра финансов РК от 27 февраля 2013 года на вопрос от 20 февраля 2013 года №189542 (dialog.еgov.kz)

     «Согласно информации, представленной Федеральной налоговой службой (далее – ФНС России), правом подписи документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, обладают:

  • 23.02.2017 15:50
    2493

    Вопрос:

    Согласно внесенным изменениям в Закон РК «О государственных закупках» (далее – Закон) (Закон Республики Казахстан от 14 января 2014 года № 161-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» Опубликован: «Казахстанская правда» от 18 января 2014 г. № 11 (27632) Пункт 4 статьи 37 Закона изложен в следующей редакции: «4. Договор о государственных закупках должен предусматривать неустойку за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по данному договору о государственных закупках, а также обязанность заказчика по обеспечению взыскания неустойки в размере не исполненного или ненадлежаще исполненного обязательства.».

    Из указанной редакции следует, что заказчик обязан устанавливать в каждом договоре неустойку, равную сумме не исполненного или ненадлежаще исполненного обязательства. К примеру, общая сумма договора составляет 5 000 000 (пять миллионов) тенге. При этом, договор предусматривает условие о том, что оплата по договору осуществляется по факту поставки товара (оказания услуг, выполнения работ). Исходя из вышеуказанной нормы Закона следует, что заказчик обязан в случае не исполнения поставщиком обязательств по договору взыскать с него неустойку в размере 5 000 000 тенге.

    Вместе с тем согласно статье 296 Гражданского кодекса РК, размеры неустойки определяются в твердой денежной сумме или в процентах к сумме не исполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства. Исходя из вышеуказанной нормы ГК РК, по нашему мнению, следует, что заказчик вправе устанавливать неустойку в процентах к сумме не исполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства. В частности, на примере вышеуказанного договора – неустойка будет взыскана в процентах (например, 0,5%) к 5 000 000 тенге, что составит не всю сумму договора, а 250 000 тенге. Кроме того, пункт 164 Правил №1301 устанавливает требование о необходимости удержания заказчиком суммы обеспечения исполнения договора (при его наличии) в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по договору.

    1. Просим разъяснить порядок применения вышеуказанной нормы закона.
    2. Насколько будет правомерным налагать на поставщика двойную ответственность поставщика исходя из вышеуказанных норм Закона и Правил 1301?

    Ответ Министра финансов РК от 28 мая 2014 года на вопрос от 30 января 2014 года № 246840 (dialog.еgov.kz)

    Законом от 14 января 2014 года №161-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» внесены поправки в пункт 4 статьи 37 Закона «О государственных закупках», в части обязанности заказчика по обеспечению взыскания неустойки в размере неисполненного или ненадлежаще исполненного обязательства.

  • 23.02.2017 15:00
    2503

    Вопрос:

    В 2013 году в целях интеграции и функционирования интернет-ресурсов государственных организаций области, между государственной организацией и товариществом на основании пп. 25) п. 1 ст. 4 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках» (далее - Закон) («Государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случае приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг») без норм Закона был заключен Лицензионный договор на приобретение Простой (не исключительной) лицензии на использование копии Программы для ЭВМ под названием «Система управления контентом» (далее–Система) зарегистрированной в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан. Срок действия лицензии 1 год, при этом государственная организация не вправе осуществлять передачу всяким способом права на использование Системы третьим лицам без предварительного получения письменного согласия товарищества. По условиям лицензионного договора, исключительными правами в отношении Системы владеет только Товарищество. В текущем в 2014 году Система нуждается в технической поддержке и сопровождении, которую может оказать ТОО. Является ли нарушением заключение между государственной организацией и товариществом - договора на техническую поддержку и сопровождение вышеуказанной Системы и продления действия лицензии без норм закона (пп.25) п.1. ст.4 Закона) на основании того, что Товарищество, является лицом, обладающим исключительным правом на объект интеллектуальной собственности в отношении Программы для ЭВМ под названием «Система управления контентом», зарегистрированной в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики?

    Ответ Министра финансов РК от 10 июля 2014 года на вопрос от 10 февраля 2014 года № 249118 (dialog.еgov.kz)

    Согласно подпункту 25) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), государственные закупки осуществляются без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случае приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг.