Каков порядок наложения ареста на имущество до регистрации права собственности на это имущество?
Вопрос:
16.03.2016 года мною, с электронных торгов была приобретена квартира, расположенная по адресу: РК, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, пр.им.К.Маркса, д.7/3, кв.49 (далее по тексту – квартира). Квартира приобретена мною на основании договора купли-продажи от 25.03.2016 года и Акта приема-передачи от 25.03.2016 года. На момент приобретения на квартире были наложены аресты судебных исполнителей и Налогового Управления по г. Усть-Каменогорск (далее по тексту – НУ), по задолженности предыдущего собственника ТОО «БерелҚұрылыс». 29.04.2016 года я письменно обращался в НУ, с просьбой снять ограничения с квартиры, для регистрации права собственности. Письменный ответ на данное обращение мною не получен по сей день. После снятия арестов Судебных исполнителей, мною 08 августа 2016 года подано исковое заявление в Суд о снятии арестов, наложенных НУ. Согласно Решения Суда № 2-12034-16 от 14.09.2016 года, было принято решение освободить квартиру от арестов, наложенных НУ. Данное решение Суда НУ исполнено. Однако, за время исполнения данного решения, НУ вновь был наложен арест от 28.10.2016 года, который вновь не позволяет мне зарегистрировать право собственности на квартиру. Зная о судебных тяжбах и том что данная квартира приобретенное мною на законных основаниях, НУ в данной ситуации умышленно препятствует законной регистрации моего права собственности на квартиру. Разъяснения, полученные мною от руководства НУ изложены в ответе на моё заявление от 14.11.2016 года, в котором говорится, что данное обременение наложено автоматически и может быть снято только по решению Суда. Зная о том, что квартира де-факто принадлежит мне, почему НУ самостоятельно, на местах, не способно отправить письмо о снятии данного ограничения и ссылается на распоряжение Министерства Финансов о том, что НУ запрещено снимать данные ограничения?
Ответ Председателя Комитета по государственным доходам Министерства финансов РК от 13 января 2017 года на вопрос от 15 декабря 2016 года № 450738/1 (dialog.еgov.kz)
В соответствии с подпунктом 25) пункта 1 статьи 20, подпунктом 1) пункта 1 статьи 613 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в случае образования налоговой задолженности органы государственных доходов (далее – ОГД) обязаны применять способы
обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскивать такую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке в соответствии с Налоговым кодексом, в том числе путем вынесения решения об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (далее – решение).
При этом согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 613 Налогового кодекса ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится ОГД в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика. В свою очередь, пунктом 5 статьи 613 Налогового кодекса определено, что если решение принято в отношении имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации, либо имущества, подлежащего государственной регистрации, ОГД не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику решения направляет копию такого решения в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество.
Также следует отметить, что формирование документов по применению способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности производится в информационных системах Комитета в автоматическом режиме в соответствии с главами 84 - 86 Налогового кодекса, с учетом данных лицевых счетов налогоплательщика. Наряду с этим отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 10 статьи 613 Налогового кодекса основанием для отмены решения является погашение налогоплательщиком суммы налоговой задолженности. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» установлено, что судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность. Во исполнение судебного решения Усть-Каменогорского городского суда Восточно-Казахстанской области от 14 сентября 2016 года № 2-12034-16 Управлением государственных доходов по г.Усть-Каменогорск (далее – УГД) сняты ранее наложенные ограничения с недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Усть-Каменогорск, пр. Карла Маркса, д.7/3, кв.49 общей площадью 102,8 кв.м. При этом следует отметить, что в резолютивной части решения Усть-Каменогорского городского суда Восточно-Казахстанской области от 14 сентября 2016 года № 2-12034-16 указано в части иска об обязывании РГУ «Управление государственных доходов по г.Усть-Каменогорск» не накладывать ограничительные меры на недвижимое имущество до момента регистрации договора купли-продажи отказать.
Так, в связи с образовавшейся у ТОО «БерелҚұрылыс» БИН 080740005476 (далее – ТОО) налоговой задолженности УГД в автоматическом режиме вынесено новое решение от 26 октября 2016 года № 10000002609, которое направлено в уполномоченный государственный орган для регистрации обременения прав на имущество. Учитывая, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Усть-Каменогорск, пр. Карла Маркса, д.7/3, кв.49 общей площадью 102,8 кв.м находится на праве собственности у ТОО и на сегодняшний день у ТОО имеется непогашенная налоговая задолженность, а также в решении суда отсутствуют запреты предпринимать какие-либо действия в отношении вышеуказанного имущества, правовых оснований для снятия обременения, наложенного в связи с вновь образовавшейся налоговой задолженностью ТОО, и непринятия новых решений у УГД не имеется.
Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.