29

Применимы ли нормы Кишинёвской Конвенции к отсутствию необходимости апостилирования документов для целей налогообложения?

Автор:
10.02.2017 10:41
1057

Вопрос:

ТОО «Каспийский Технический Флот» (далее - КТФ) заключил договор субподряда с ООО «Гидро Транс», резидентом РФ - работы на территории РК. В соответствии с пп. 2 п. 1. ст. 192 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее по тексту - НК РК) доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан. Согласно п.1. ст.212 НК РК налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

При этом, применение налоговым агентом международного договора возможно при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 НК РК. Т.к. РК и РФ участники Гаагской конвенции, справка о резиденстве предоставляется налоговому агенту с проставлением апостиля. соглашается на удержание корпоративного подоходного налога из источника выплаты. 15.09.2014 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (далее Управление) на запрос КТФ по апостилю ответило отказом, т.к.:«РФ и РК являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (далее по тесту – Кишинёвская конвенция). В соответствии со ст. 13 Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Кроме того, в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 №26-2-08/5988 между Российской Федерацией и Республикой Казахстан достигнута взаимная договоренность о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство.». При этом, в соответствии с письмом Налогового комитета МФ РК от 8 января 2014 года № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17 нормы Кишинёвской Конвенции не распространяются на налоговые отношения, поскольку применимы только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

На основании вышеизложенного, просим предоставить отдельный ответ по каждому следующему вопросу:

  1. Необходимо ли предоставление апостиля на справке о резидентстве, если иностранное юридическое лицо является резидентом Российской Федерации?
  2. Применимы ли нормы Кишинёвской Конвенции к вопросу отсутствия необходимости апостилирования документов для целей налогообложения?

Ответ Министра финансов РК от 26 сентября 2014 года на вопрос от 17 сентября 2014 года № 290755 (dialog.еgov.kz)​

«В соответствии со статьями 212, 212-1, 212-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, при условии, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.

Пунктом 5 статьи 219 Налогового кодекса предусмотрено, что подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования такого документа подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами (г. Кишинев 07.10.2002 г.) и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) (далее - Кишиневская (Минская) конвенции), предусматривают, что они заключены между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
Учитывая, что Республика Казахстан и Российская Федерация являются участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее – Гаагская конвенция), резидент Российской Федерации вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции в части апостилирования.
Таким образом, поскольку положения Кишиневской (Минской) конвенций не применимы к налоговым правоотношениям, в случае представления резидентами стран-участниц Кишиневской (Минской) конвенции в нарушение требований пункта 5 статьи 219 Налогового кодекса документов, подтверждающих резидентство нерезидента без соответствующей легализации (апостилирования), налоговый агент обязан удержать подоходный налог у источника выплаты в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса. 
При этом нерезидент имеет право подать заявление на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса.
Для сведения сообщаем, что в случае осуществления нерезидентом работ на территории Республики Казахстан такая деятельность может привести к образованию постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан в соответствии с положениями Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.».

Министр финансов РК: Султанов Б.Т.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.

Вам также может быть интересно: