Являются ли недропользователи, не имеющие контракта на недропользование и использующие подземные воды, плательщиками налога на добычу?
Вопрос:
Просмотрел ответы Ергожина Д.Е. 28.11.2010 г. и 26.09.2011 г. по вопросу налога на добычу. Хотелось бы уточнить, согласно разъяснениям Ергожина Д.Е. все лица (физические, юридические) независимо от объемов добычи подземных вод ( до 50 куб.м/сут, от 50 до 2000 куб.м/сут, свыше 2000 куб.м/сут) являются плательщиками налога на добычу. Но согласно ст.331 Налогового кодекса РК "плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу подземных вод в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование". А согласно подпункта 6 части 2 ст. 32 Закона РК "О недрах и недропользовании" без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты на проведение операций по добыче подземных вод с объемом свыше двух тысяч кубических метров в сутки для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения населения. То есть, недропользователи с объемом добычи подземных вод до двух тысяч куб.м/сут не могут иметь контракт на недропользование, откуда они не подпадают под действие ст. 331 Налогового кодекса РК.
Статьей же 240 Налогового кодекса делается исключение для физических лиц, использующих подземные воды для собственных нужд, но не для предпринимательской деятельности без ограничения по объему добычи, т.е. изначально предполагается в соответствии со ст. 331 что эти физические лица имеют заключенный контракт на недропользование.
Прошу, Вас, разъяснить эти несоответствия в законах и кодексах РК и ответить на вопрос:
Являются ли недропользователи, не имеющие контракта на недропользование и использующие подземные воды согласно разрешений на недропользование плательщиками налога на добычу?
Ответ Министра финансов РК от 20 февраля 2012 года на вопрос от 30 января 2012 года № 121803 (dialog.еgov.kz)
В соответствии пунктом 1 статьи 330 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года (далее – Налоговый кодекс) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.
Согласно статье 331 Налогового кодекса плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.
Следовательно, плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей. При этом, норма статьи 331 Налогового кодекса в части определения плательщика налога на добычу полезных ископаемых в рамках каждого заключенного контракта относится к требованиям ведения раздельного налогового учета.
Согласно статье 340 Налогового кодекса объектом обложения является физический объем добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.
В соответствии с подпунктом 27) статьи 1 Закона Республики Казахстан “О недрах и недропользовании” (далее – Закон о недрах) недропользователь - физическое или юридическое лицо, обладающее правом на проведение операций по недропользованию.
При этом, согласно пункту 5 статьи 35 Закона о недрах предоставление права на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки осуществляется на основе разрешения, выданного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Согласно обращению Вы осуществляете добычу подземных вод на основании специального разрешения на водопользование, следовательно, обладает правом на проведение операций по недропользованию и, соответственно, являетесь недропользователем.
На основании вышеизложенного, плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу подземных вод, при этом объектом обложения является физический объем добытых подземных вод недропользователем за налоговый период.
Министр финансов РК: Султанов Б.Т.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.