Для того чтобы привлечь для постоянной работы или работы вахтовым методом граждан с иностранным гражданством что нужно сделать?
Вопрос:
Для того чтобы привлечь для постоянной работы или работы вахтовым методом граждан с иностранным гражданством что нужно сделать?
Ответ:
Порядок привлечения иностранной рабочей силы регулируются законами Республики Казахстан «О миграции населения», «О занятости населения», постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2016 года № 802 «Об утверждении Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределение между регионами
Республики Казахстан, определение лиц, для осуществления трудовой деятельности которых не требуется разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» (далее – «Правила №802») также Правилами и условиями выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода, Утвержденные приказом и.о. министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 (далее – «Правила № 559»).
Иностранцы в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.
Согласно п. 4 Правил №802, квота на привлечение иностранной рабочей силы устанавливается в процентном отношении к численности рабочей силы и включает в себя:
1) квоту на привлечение иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности;
2) квоту на привлечение трудовых иммигрантов;
3) квоту на привлечение иностранной рабочей силы по странам исхода при наличии ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
В соответствии п. 5 Правил №802, квота на привлечение иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности на предстоящий (предстоящие) год (годы) определяет предельно допустимое количество иностранной рабочей силы, разрешенное к привлечению работодателям и для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Далее п. 6, п. 7 и п. 8 Правил №802, гласит, что, работодатели ежегодно, до 1 августа, представляют в местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы), на территории которых предусматривается осуществление иностранными работниками трудовой деятельности, потребность в иностранной рабочей силе по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
7. Местные исполнительные органы до 10 августа обобщают потребность работодателей по видам экономической деятельности с учетом следующих требований:
1) спроса на рабочую силу в регионе, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации государственных, правительственных программ и программ развития территорий;
2) прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников, а также количества выпускников организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;
3) возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработных граждан, самостоятельно занятых, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
4) оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году и прогнозной потребности в иностранной рабочей силе на предстоящий (предстоящие) год (годы).
8. Местные исполнительные органы не позднее 15 августа на рассмотрение Комиссии по формированию квоты на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Комиссия) вносят:
1) потребность работодателей, обобщенных с учетом требований пункта 7 настоящих Правил;
2) при необходимости предложения с учетом прогноза состояния спроса и предложения на рынке труда на предстоящий (предстоящие) год (годы).
Согласно, п. 11 Правил №802, местные исполнительные органы в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения Комиссией информируют работодателей о результатах рассмотрения их потребности.
В соответствии п. 21 и п.22 Правил №802, уполномоченный орган по вопросам занятости населения в течение пятнадцати рабочих дней после принятия Правительством Республики Казахстан решения об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы распределяет квоту между областями, городом республиканского значения, столицей и размещает на своем официальном интернет-ресурсе информацию о распределении квот не позднее трех рабочих дней со дня ее распределения.
Распределение квоты на привлечение иностранной рабочей силы между регионами Республики Казахстан уполномоченным органом по вопросам занятости населения осуществляется:
1) по видам экономической деятельности и странам исхода в соответствии с представленными заявками местных исполнительных органов, сформированными на потребностях работодателей, а также предложениями заинтересованных центральных государственных органов и местных исполнительных органов в разрезе категорий иностранных и сезонных работников;
2) на привлечение трудовых иммигрантов согласно потребности в привлечении трудовых иммигрантов, представленной Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
В целях определения порядка и условий выдачи и (или) продления разрешений устанавливаются следующие категории работников:
1) первая категория – руководители и их заместители;
2) вторая категория – руководители структурных подразделений, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
3) третья категория – специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
4) четвертая категория – квалифицированные рабочие, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих (п. 5 Правил №559).
Далее, для получения государственной услуги «Выдача и (или) продление разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы» работодатель либо уполномоченное им лицо представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее – ПЭП) заявление, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, указанных в перечне документов, необходимых для оказания государственной услуги стандарта государственной услуги «Выдача и (или) продление разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы» (далее – стандарт государственной услуги) согласно приложению 3 к настоящим Правилам (п.3 Правил №559).
Стоит отметить, что, в соответствии с пунктом 6 Правил №559, выдача и (или) продление местным исполнительным органом разрешений осуществляется при соблюдении следующих условий:
количество граждан Республики Казахстан не менее 70 % списочной численности работников относящихся к первой и второй категориям;
количество граждан Республики Казахстан не менее 90 % списочной численности работников относящихся к третьей и четвертой категориям.
При расчете местного содержания в кадрах, в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.
За выдачу и (или) продление разрешения с работодателей взимается налоговый сбор (далее – сбор) согласно размерам ставок сбора (см. 4 страницу) за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2016 года № 459 «Об установлении ставок сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан».
Привлечение иностранной рабочей силы в рамках внутрикорпоративного перевода осуществляется вне квоты и на бесплатной основе.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не выдается и не продлевается в следующих случаях:
превышения размера распределенной квоты;
несоблюдения работодателем условий, установленных пунктом 6 Правил №559;
установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения. В этом случае в течение двенадцати месяцев со дня установления подобного факта не выдаются новые разрешения;
несоответствия уровня образования (профессиональной подготовки) и опыта (стажа) практической работы иностранной рабочей силы квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Штрафы за нарушения
Статьей 519 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» предусмотрены штрафы за следующие правонарушения в области привлечения иностранной рабочей силы:
Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданных уполномоченным органом по вопросам миграции населения, или разрешений трудовому иммигранту, выдаваемых органами внутренних дел, – влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.
Привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы, – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Вы вправе заключить договор на неопределенный срок, который не требует постоянного продления с возможностью досрочного расторжения договора, при это стороны должны уведомить за определенное количество дней согласно договору.
Ваш вопрос регулируется Гражданским Кодексом Республики Казахстан (далее – ГК РК).
Согласно статьи 386 ГК РК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует указание на срок его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
-
Раздел: Трудовые отношения Увольнение
Ответ: Необходимо дождаться выхода работника с затребованием листа о временной нетрудоспособности.
Данный вопрос регулируется Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК РК).
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
В соответствии с пп. 4-5 п.1 ст. 28 Трудового кодекса, срок трудового договора и дата начала работы являются разными реквизитами этого документа. Также, в статье 30 ТК РК применяется только понятие срока трудового договора.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Уважаемый пользователь!
Исходя из изложенной Вами информации, для ответа на ваш вопрос необходимо руководствоваться положениями Трудового Кодекса РК (далее по тексту – Кодекс) а именно:
Условия и порядок вахтового метода работы прописаны в статье 135 Трудового кодекса.
Вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства.
Что же такое вахта?
Вахта – это период, который включает в себя рабочее время всех смен и время междусменного отдыха.
При этом вахта должна длиться не более 15 календарных дней, однако допускается увеличение срока вахты до 30 календарных дней с письменного согласия работника.
При вахтовом методе работы необходимо составлять график вахт, в котором отражаются рабочие дни и дни отдыха.
Работодатель обязан вести учёт рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом.
Бывают ситуации, как вы описали, когда требуется выход сотрудника на работу в период межвахтового отдыха. Давайте рассмотрим такую ситуацию на вашем примере:
В компании вахта длится 30 календарных дней, из которых: 15 рабочих дней и 15 дней межвахтового отдыха. После очередного рабочего периода (15 дней) у сотрудника начался межвахтовый отдых – 15 календарных дней.
Сотрудник отдохнул 1 день и по производственной необходимости его вызывают на следующую вахту 15 календарных дней. Так как вы его отзываете в дни которые приходятся на межвахтовый отдых , то согласно ст.85 ТК РК, работа за эти дни будет оплачена в 1,5( ст. 109 ТК РК ) размере, оставшиеся дни выпадают на следующую вахту, поэтому оплачиваются как обычно в одинарном размере.
Для восстановления обычного графика сменности, то есть 15/15 необходимо утвердить новый график в соответствии с п.3 ст. 73 ТК РК и ознакомить с новым графиком работников, в течение 10 календарных дней до введения его в действие.
В случае если сотрудник хочет отгулять положенные дни, а не получить оплату в 1,5 размере, то вахта в 15 дней будет оплачена в одинарном размере, а после предоставлен межвахтовый отдых в размере 15 календарных дней:
Относительно работа конвейерщиком и замена на выполнение работ упаковщиком, это совмещение п.3 ст.111 РК цитирую : « исполнения (замещения) обязанностей временно отсутствующего работника - выполнения работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности.»
При совместительстве учитывается отработанное время, и оплата производится за фактически отработанные часы!
п.1ст. 111. РК , Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой или такой же должности либо обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата
При совмещении работнику производится доплата (сверх должностного оклада по основной должности)!
При работе на условии совмещения должностей заключение отдельного трудового договора не требуется!
Поэтому, если Ваш Иванов согласен, то теоретически это возможно, если работник согласен.
Но на практике я не рекомендую этого делать. Т.к. с финансовой точки зрения – оплата в полуторном размере будет дополнительной финансовой нагрузкой для компании. Но гораздо больший риск в том, что работник совсем остается без отдыха. Так как он уже отработал 15 дней, если сейчас он останется на следующую вахту – это еще 15 дней и затем его следующая рабочая вахта. Итого 3 вахты по 15 дней без отдыха. Работник остается без полноценного отдыха, что вполне допускаю может сказаться на его здоровье, работоспособности и может привести к производственной травме, аварии или несчастному случаю. Вся ситуация может закончиться судебным разбирательством, которое может повлечь расходы по возмещению нанесенного вреда здоровью работника.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Нет, в данной статье не было внесено никаких изменений. Но стоит учитывать, что статья 49 лишь перечисляет основания для расторжения договора.
Более подробно порядок расторжения описан в ст. 50 Трудового договора. Также необходимо упомянуть, что Законом РК от 04.05.2020 № 321-VI из ст. 50 был исключен пункт 3, ранее позволявший прекратить отношения с сотрудником при выплате оговоренной в договоре компенсации, без соблюдения требований пункта 2.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 133 Трудового Кодекса РК (далее – Кодекс), которая обязывает Работодателя за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности. -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Данный вопрос регулируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется согласно нормам Закона Республики Казахстан «О миграции». -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Правовые отношения по данному вопросу регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в частности статьями 342, 346, Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (далее – Закон).
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»