К чему приведёт несоблюдение процентного соотношения между иностранными и казахстанскими работниками?
Вопрос:
К чему приведёт несоблюдение процентного соотношения между иностранными и казахстанскими работниками?
Ответ:
Для привлечения иностранной рабочей силы работодатели ежегодно, до 1 августа, представляют в местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы), на территории которых предусматривается осуществление иностранными работниками трудовой деятельности, потребность в иностранной рабочей силе по форме согласно приложению 1 к Правилам установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между регионами Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства РК от 15 декабря 2016 года № 802 (далее – Правила установления квоты).
При вынесении Комиссией по формированию квоты на привлечение иностранной рабочей силы рекомендации об удовлетворении потребности работодателей в запрашиваемой иностранной рабочей силе на предстоящий год, работодатель для получения разрешения направляет в уполномоченный орган заявление на получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы с приложением документов предусмотренных Правилами и условиями выдачи и (или) продления работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода, утвержденными приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 27.06.2016 г. № 559 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил выдача и (или) продление местным исполнительным органом разрешений осуществляется при соблюдении следующих условий:
- количество граждан Республики Казахстан не менее 70 % списочной численности работников относящихся к первой и второй категориям;
- количество граждан Республики Казахстан не менее 90 % списочной численности работников относящихся к третьей и четвертой категориям.
При расчете местного содержания в кадрах, в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.
Работодатель, привлекающий иностранных работников в рамках внутрикорпоративного перевода, обеспечивает процентное соотношение численности иностранных работников (менеджеров и специалистов), привлекаемых в рамках внутрикорпоративного перевода составляющего не более пятидесяти процентов к количеству казахстанских кадров соответствующей категории.
За выдачу и (или) продление разрешения с работодателей взимается налоговый сбор (далее – сбор) согласно размерам ставок сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2016 года № 459 «Об установлении ставок сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан».
Привлечение иностранной рабочей силы в рамках внутрикорпоративного перевода осуществляется вне квоты и на бесплатной основе.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках внутрикорпоративного перевода не выдается или не продлевается в следующих случаях:
- несоблюдения работодателем условий, установленных пунктом 47 Правил;
- установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения. В этом случае в течение двенадцати месяцев со дня установления подобного факта не выдаются новые разрешения;
- невыполнения особых условий разрешений, выданных за предыдущий и текущий календарные годы, срок исполнения которых наступил (при их наличии);
- несоответствия уровня образования (профессиональной подготовки) и опыта (стажа) практической работы иностранной рабочей силы требованиям, предусмотренным пунктами 37 и 38 Правил;
- невыполнения мер (условий) предусмотренных программой по увеличению местного содержания в кадрах (при их наличии).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РК «О занятости населения» (далее – Закон) нормы Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства:
- работающих в автономных организациях образования, их организациях, а также в "Назарбаев Фонде" на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
- работающих в государственных органах с подтвержденными документами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
- работающих в организациях Республики Казахстан, заключивших в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях инвестиционные контракты на реализацию инвестиционного приоритетного проекта, а также работающих в организациях, привлекаемых указанными юридическими лицами (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (включая изыскательскую и проектную деятельность, инжиниринговые услуги), на срок до истечения одного года после ввода объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию в качестве руководителей и специалистов с высшим образованием, а также в качестве квалифицированных рабочих согласно перечню профессий и численности, определяемых в инвестиционных контрактах на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
- работающих в автономном кластерном фонде специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий" на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
- работающих в организациях, осуществляющих деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан;
- являющихся участниками или работниками участников международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан;
- работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию согласно перечню категорий и численности, определяемых комиссией из представителей уполномоченного органа по вопросам занятости населения, заинтересованных центральных государственных органов в порядке, утвержденном совместным решением уполномоченного органа по вопросам занятости населения и центрального исполнительного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон;
- прибывших для самостоятельного трудоустройства по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности);
- проживающих в Республике Казахстан.
Кроме того, приложением 2 к постановлению Праивтельства Республики Казахстан от 15 декабря 2016 года № 802 предусмотрен перечень лиц, для осуществления трудовой деятельности которых не требуются разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы:
- оралманы;
- бизнес-иммигранты, прибывшие для осуществления предпринимательской деятельности;
- получившие статус беженца или лица, ищущего убежище;
- являющиеся иммигрантами, прибывающими по гуманитарным мотивам, в соответствии с ЗакономРеспублики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения»;
- осужденные по приговорам судов Республики Казахстан к лишению свободы, условно, к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества;
- являющиеся жертвами торговли людьми на период производства по конкретному уголовному делу, связанного с торговлей людьми, до вступления в законную силу приговора суда;
- въезжающие в Республику Казахстан с целью воссоединения семьи, достигшие совершеннолетнего возраста, являющиеся супругом(ой) гражданина Республики Казахстан и состоящие не менее трех лет в браке, признаваемом законодательством Республики Казахстан;
- обучающиеся по очной форме обучения и одновременно работающие в учебных заведениях Республики Казахстан в свободное от учебы время в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
- являющиеся гражданами государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
- являющиеся членами экипажей морских и речных судов, воздушного и железнодорожного транспорта;
- работающие артистами, режиссерами, дирижерами, хормейстерами, балетмейстерами, спортсменами и тренерами;
- привлекаемые участниками и органами международного финансового центра "Астана";
- являющиеся специалистами по созданию космического ракетного комплекса и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, привлекаемые в рамках международных договоров Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере аэрокосмической деятельности;
- осуществляющие педагогическую деятельность в соответствии с международными договорами Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере образования в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования Республики Казахстан, но составляющие не более 25 процентов, а для реализующих международные интегрированные образовательные учебные программы - не более 50 процентов от штата организации;
- из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, которым в установленном законодательством Республики Казахстан порядке присвоен особый статус, а также работающие в высших учебных заведениях на должностях руководителей и преподавателей с высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и осуществляющие подготовку кадров для отраслей экономики.
- работающие первыми руководителями филиалов или представительств иностранных юридических лиц.
- находящиеся в служебной командировке с деловыми целями, срок которой не превышает суммарно сто двадцать календарных дней в течение одного календарного года.
- работающие первыми руководителями организаций, заключивших с Правительством Республики Казахстан контракты на сумму инвестиций в денежном эквиваленте свыше 50 миллионов долларов США, и первыми руководителями юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных видах деятельности и заключивших контракт с уполномоченным органом по инвестициям.
Штрафы за нарушения
Статьей 519 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» предусмотрены штрафы за следующие правонарушения в области привлечения иностранной рабочей силы:
Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданных уполномоченным органом по вопросам миграции населения, или разрешений трудовому иммигранту, выдаваемых органами внутренних дел, –
влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.
Привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы, –
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не выдается и не продлевается в следующих случаях:
- превышения размера распределенной квоты;
- несоблюдения работодателем условий, установленных пунктом 6 Правил;
- установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения. В этом случае в течение двенадцати месяцев со дня установления подобного факта не выдаются новые разрешения;
- несоответствия уровня образования (профессиональной подготовки) и опыта (стажа) практической работы иностранной рабочей силы квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Таким образом, несоблюдение процентного соотношения между иностранными и казахстанскими работниками, установленное пунктом 6 Правил приведет к невыдаче нового или не продлении текущего разрешения на привлечение рабочей силы.
Штрафов за нарушение процентного соотношения между иностранными и казахстанскими работниками не предусмотрено.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Вы вправе заключить договор на неопределенный срок, который не требует постоянного продления с возможностью досрочного расторжения договора, при это стороны должны уведомить за определенное количество дней согласно договору.
Ваш вопрос регулируется Гражданским Кодексом Республики Казахстан (далее – ГК РК).
Согласно статьи 386 ГК РК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует указание на срок его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
-
Раздел: Трудовые отношения Увольнение
Ответ: Необходимо дождаться выхода работника с затребованием листа о временной нетрудоспособности.
Данный вопрос регулируется Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК РК).
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
В соответствии с пп. 4-5 п.1 ст. 28 Трудового кодекса, срок трудового договора и дата начала работы являются разными реквизитами этого документа. Также, в статье 30 ТК РК применяется только понятие срока трудового договора.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Уважаемый пользователь!
Исходя из изложенной Вами информации, для ответа на ваш вопрос необходимо руководствоваться положениями Трудового Кодекса РК (далее по тексту – Кодекс) а именно:
Условия и порядок вахтового метода работы прописаны в статье 135 Трудового кодекса.
Вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства.
Что же такое вахта?
Вахта – это период, который включает в себя рабочее время всех смен и время междусменного отдыха.
При этом вахта должна длиться не более 15 календарных дней, однако допускается увеличение срока вахты до 30 календарных дней с письменного согласия работника.
При вахтовом методе работы необходимо составлять график вахт, в котором отражаются рабочие дни и дни отдыха.
Работодатель обязан вести учёт рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом.
Бывают ситуации, как вы описали, когда требуется выход сотрудника на работу в период межвахтового отдыха. Давайте рассмотрим такую ситуацию на вашем примере:
В компании вахта длится 30 календарных дней, из которых: 15 рабочих дней и 15 дней межвахтового отдыха. После очередного рабочего периода (15 дней) у сотрудника начался межвахтовый отдых – 15 календарных дней.
Сотрудник отдохнул 1 день и по производственной необходимости его вызывают на следующую вахту 15 календарных дней. Так как вы его отзываете в дни которые приходятся на межвахтовый отдых , то согласно ст.85 ТК РК, работа за эти дни будет оплачена в 1,5( ст. 109 ТК РК ) размере, оставшиеся дни выпадают на следующую вахту, поэтому оплачиваются как обычно в одинарном размере.
Для восстановления обычного графика сменности, то есть 15/15 необходимо утвердить новый график в соответствии с п.3 ст. 73 ТК РК и ознакомить с новым графиком работников, в течение 10 календарных дней до введения его в действие.
В случае если сотрудник хочет отгулять положенные дни, а не получить оплату в 1,5 размере, то вахта в 15 дней будет оплачена в одинарном размере, а после предоставлен межвахтовый отдых в размере 15 календарных дней:
Относительно работа конвейерщиком и замена на выполнение работ упаковщиком, это совмещение п.3 ст.111 РК цитирую : « исполнения (замещения) обязанностей временно отсутствующего работника - выполнения работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности.»
При совместительстве учитывается отработанное время, и оплата производится за фактически отработанные часы!
п.1ст. 111. РК , Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой или такой же должности либо обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата
При совмещении работнику производится доплата (сверх должностного оклада по основной должности)!
При работе на условии совмещения должностей заключение отдельного трудового договора не требуется!
Поэтому, если Ваш Иванов согласен, то теоретически это возможно, если работник согласен.
Но на практике я не рекомендую этого делать. Т.к. с финансовой точки зрения – оплата в полуторном размере будет дополнительной финансовой нагрузкой для компании. Но гораздо больший риск в том, что работник совсем остается без отдыха. Так как он уже отработал 15 дней, если сейчас он останется на следующую вахту – это еще 15 дней и затем его следующая рабочая вахта. Итого 3 вахты по 15 дней без отдыха. Работник остается без полноценного отдыха, что вполне допускаю может сказаться на его здоровье, работоспособности и может привести к производственной травме, аварии или несчастному случаю. Вся ситуация может закончиться судебным разбирательством, которое может повлечь расходы по возмещению нанесенного вреда здоровью работника.
-
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Нет, в данной статье не было внесено никаких изменений. Но стоит учитывать, что статья 49 лишь перечисляет основания для расторжения договора.
Более подробно порядок расторжения описан в ст. 50 Трудового договора. Также необходимо упомянуть, что Законом РК от 04.05.2020 № 321-VI из ст. 50 был исключен пункт 3, ранее позволявший прекратить отношения с сотрудником при выплате оговоренной в договоре компенсации, без соблюдения требований пункта 2.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 133 Трудового Кодекса РК (далее – Кодекс), которая обязывает Работодателя за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности. -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Данный вопрос регулируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется согласно нормам Закона Республики Казахстан «О миграции». -
Раздел: Трудовые отношения
Ответ:
Правовые отношения по данному вопросу регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в частности статьями 342, 346, Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (далее – Закон).
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»