Как оплачиваются отпускные работникам вахты?
Вопрос:
Как оплачиваются отпускные работникам вахты?
Ответ:
В соответствии со ст. 88 Трудового кодекса РК (далее по тексту - Кодекс) основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работникам предоставляется продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя.
В ст. 92 Кодекса сказано, что оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года.
Согласно п.2 ст.87 оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предназначен для отдыха работника, восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника и предоставляется на определенное количество календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы. При этом оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется в календарных днях, а оплате подлежат только рабочие часы, приходящиеся на дни трудового отпуска с учетом режима работы (по графику вахты).
Расчет средней заработной платы производится на основании Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 (далее по тексту - Правила). Согласно пункту 7 Правил, средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события. При этом, при суммированном учете рабочего времени (в том числе, при вахтовом методе работы) для исчисления средней заработной платы используется средний часовой заработок.
Таким образом, оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется в календарных днях, а оплате подлежат только рабочие часы, приходящиеся на дни трудового отпуска с учетом режима работы (по графику вахты). При этом, учитывая, что исчисление средней заработной платы является единым для всех работников, Министерство труда и социальной защиты населения рекомендует предоставление ежегодного трудового отпуска работникам, работающим вахтовым методом работы, в их межвахтовый отдых не допускать (чтобы не нарушать норму единого исчисления средней заработной платы).
При этом в п.3 ст.94 Кодекса сказано, что запрещается непредоставление неиспользованного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска либо его части в течение двух лет подряд.
Исходя из вышеизложенного следует:
1. Выходные дни, попадающие на период отпуска, в соответствии с графиком вахты оплате не подлежат;
2. Расчет отпускных производится исходя из средней заработной платы, в соответствии с Правилами;
3. В случае производственной необходимости допускается отзыв из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ст.95 Кодекса), что является оптимальным в Вашем случае;
4. Непредоставление оплачиваемого ежегодного отпуска более двух лет подряд является нарушением трудового законодательства. В этом случае работник может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина03.09.2026 04:22104
Ответ:
Согласно статье 87 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется работнику для отдыха, восстановления трудоспособности и иных личных потребностей.
-
Автор:Гришина14.08.2026 03:1195
Ответ:
Если в графике отпусков указано только количество дней, например «10 календарных дней», без конкретного периода или даты начала, то такой график не определяет, когда именно работник должен уйти в отпуск. Сам работник при этом также не может в одностороннем порядке установить дату начала отпуска, просто ссылаясь на наличие 10 дней в графике.
-
Как можно продлить отпускные дни, так как во время отпуска открыт лист временной нетрудоспособности?Автор:Гришина15.07.2026 03:3278
Ответ:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 94 Трудового кодекса Республики Казахстан оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск полностью или в части переносится в случае временной нетрудоспособности работника.
-
Автор:Гришина29.06.2026 03:3995
Ответ:
Если работодатель не выполняет обязанности по предоставлению ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, работник вправе воспользоваться порядком расторжения трудового договора, предусмотренным пунктом 3 статьи 56 Трудового кодекса Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина19.06.2026 02:3171
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется работнику по соглашению сторон в любое время рабочего года.
-
Автор:Гришина26.05.2026 02:36425
Ответ:
В действующем законодательстве нет установленного срока, за который работник обязан предупредить работодателя о желании уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск.
-
Автор:Гришина13.05.2026 04:03447
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 94 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск переносится полностью или в его части в случаях временной нетрудоспособности работника при предъявлении листа о временной нетрудоспособности.
-
Автор:Гришина13.04.2026 03:2792
Ответ:
Утверждение о том, что у работников не должно быть неиспользованных дней отпуска на конец года, не соответствует Трудовому кодексу РК. В законодательстве нет нормы, которая обязывает работодателя «обнулить» отпуск или обеспечить его использование именно в пределах календарного года.
-
Автор:Слабко Александра14.11.2025 03:111039
Ответ:
С учетом ст. 96 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) сотруднику нельзя выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск 2024 года, так как компенсация положена только при увольнении.
-
Автор:Слабко Александра11.11.2025 04:06493
Ответ:
В соответствии со ст. 85 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) за работу в выходные и праздничные дни работнику предоставляется другой день отдыха или производится оплата в повышенном размере по условиям трудового или коллективного договора, но не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной или часовой ставки.